Бизнес-аналитик
Вы можете не изменяться. Выживание не является обязанностью.
Компетентность. Background. Tools.
- Здравомыслие
- Аналитический склад ума
- Дипломатичность
- Педантичность
- Кругозор, в т. ч. набор синонимов для разных обстоятельств и обстановок
- Подготовка и проведение интервью Владельцев Процессов (ВП) \ Коллег \ Партнеров
- Ведение разборчивых записей
- Знание и развитие использования нотаций (IDEF0, BPMN, UML, EPC, Flowchart) для моделирования бизнес-процессов (БП)
- Активное слушание. Уметь не перебивать собеседника очень важно в любой профессии
- Деловой внешний вид (от верхней одежды до длины и цвета ногтей)
- Отсутствие резких \ неприятных запахов, т. к. они не способствуют долгосрочному взаимодействию
- Владение простейшими психологическими трюками (эти компетенции я не буду расписывать)
- Быть неконфликтным экстравертом (очень желательно)
- Обладать стратегическим, тактическим, творческим и нестандартным мышлением
- Владеть целеполаганием, риск-ориентированным, процессным и проектным мышлением
- Умение собирать данные\информацию для подготовки материалов, позволяющие принимать решения и двигаться дальше
- «Видеть»\предлагать сценарии процессов
- Иметь возможность «связывать» разрозненные данные\источники\входы-выходы
- «Видеть» Организацию, как набор процессов с пониманием её входов-выходов и возможностью наложения их на сфокусированную область или наоборот
HINT - читайте литературу\статьи\блоги\публикации, проходите online-курсы, подписывайтесь на профили и группы в социальных сетях, на youtube-каналы, развивайтесь (!), фиксируйте изменения
Это позволит размышлять и улучшать себя, как профессионала.
Бизнес-аналитиком можно стать в любой области\отрасли.
Финансовые ожидания
Тут не должно быть никаких ложных надежд, как со стороны соискателя, так и со стороны работодателя.
Если Вы (ед. ч.) ищите «волшебника», то будьте аккуратнее, т. к. можете найти «сказочника»…
HINT - адекватно оценивайте свои знания\навыки\жизненную позицию\зарплатные ожидания.
Автоматизация. Цифровизация. Диджитализация.
В самом начале требуется заинтересованность высшего руководства разобраться в процессах\потерях\запланированном росте Организации.
Далее начинают проявляться задачи\проблемные зоны\зоны роста\риски\обратная связь от Потребителей\Партнеров, которая фиксируется в Организации, как область для проведения анализа, внесения прозрачности\ясности\изменений.
Бизнес-аналитик один из локомотивов данного направления, т. к. автоматизировать хаос\неактуальные процессы\устные требования можно, но из этого получится очень дорогое решение, которое не будет востребовано в Организации.
Бизнес-аналитик же в своей работой руководствуется неумолимым желанием обсудить БП, смоделировать БП, посмотреть на процесс со стороны ВП, проанализировать БП, провести ряд встреч с заинтересованными сторонами (участники процесса, смежные процессы) для анализа БП.
HINT - больше слушайте\записывайте.
Владелец процесса
Важно понимать, что ВП знает все сценарии «своего» процесса, а бизнес-аналитик помогает ему сфокусировать свои знания на каждом этапе\сценарии процесса, как в рамках зоны ответственности ВП, так и в рамках участия в кросс-функциональных процессах или участия в предоставлении\сбора\анализа данных.
HINT - готовьтесь к интервью, записывайте вопросы, ведите записи во время интервью, больше слушайте, дослушивайте и только после этого задавайте дополнительные вопросы.
ВП может выступать руководителем направления, руководителем подразделения или быть сотрудником подразделения.
HINT - делитесь, но не навязывайте свой опыт\видение\мышление\предположения ВП для создания\оптимизации\улучшения\автоматизации БП.
Бизнес-аналитик не может знать всё и иметь опыт во всех аспектах деятельности Организации.
Инструменты моделирования БП:
MO Visio; Bizagi; Aris; Business Studio; Draw.io; storm.bpmn2.ru; lucidchart.com; Elma; PowerPoint; bpmn.io (Сamunda); Excel; Sparx EA; Signavio; Ramus; Word; PowerDesigner; PlantUML; Miro; Бизнес-инженер; Орг-мастер; Fox manager и др.
HINT - пробуйте, смотрите, сравнивайте бесплатный\платный функционал и визуализацию.
Оценка поставщиков услуг — это индивидуальный набор критериев и методик управления поставщиком.
Процесс оценки и выбора поставщиков рекомендуется стандартизировать и шаблонировать (но это уже совсем другая история…)
О чём хотелось написать ещё:
- Проведение интервью online vs offline
- Процесс: входы, выходы, ресурсы, требования.
- Блокнот, ручка, карандаш vs ноутбук. Время фиксирования информации
- Открытые вопросы vs закрытые вопросы
- Психологические трюки
- KPI бизнес-аналитика. Так бывает?
- Календарь. Планирование встреч
- Запланированный результат. А так можно было?
- Формат передачи данных. Это важно?
- Timekiller. Как не свести диалог на отвлеченные темы?
- Интерес vs равнодушие. Что поможет, что отпугнёт?
- Бизнес-аналитик vs системный аналитик
- что-то еще, что можно обозначить, как отдельную тему (так бывает)