Закон о полиции

«13» мая 2020 года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу на рассмотрение передан законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от «07» февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» (Закон о полиции). Законопроект разработан в целях уточнения полномочий полиции, а также усиления гарантий защиты прав и законных интересов граждан. Так, законопроект предлагает ряд следующих новшеств:

Анастасия Рой - юрист компании ТопЛайн.

1. Временные ограждения, охрана общественного порядка (дополнение пункта 6 статьи 13 Закона о полиции).

Пунктом 6 статьи 13 действующей в настоящее время редакции Закона о полиции, для выполнения возложенных обязанностей, полиции предоставлено право патрулирования населенных пунктов и общественных мест, а при необходимости также право оборудовать контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты и заслоны.

Законопроект предлагает дополнить указанный пункт и позволить полиции осуществлять временное ограждение всеми доступными средствами, в том числе визуальными, уже не только населенных пунктов и общественных мест, а также мест проведения публичных и массовых мероприятий, нахождение граждан на которых ограничено или представляет угрозу для их безопасности.

2. Проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (дополнение пункта 2 части 3 статьи 15 Закона о полиции).

Статья 15 Закона о полиции предусматривает право проникновения сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, а также в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями. Такое проникновение допускается в некоторых случаях. Например, для спасения жизни граждан или их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

На данный момент пункт 2 части 3 статьи 15 Закона о полиции допускает проникновение сотрудника полиции для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

В законопроекте предлагается дополнить указанный пункт и изложить в следующем виде: «для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяний, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления».

Таким образом, может быть расширен круг лиц, при задержании которых сотрудник полиции будет иметь право проникнуть в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки. К подозреваемому лицу (лицо, которое находится на начальном этапе осуществления в отношении него уголовного преследования, когда предварительное следствие имеет к нему подозрения в совершении преступления, но они недостаточно обоснованы) добавляются:

1. обвиняемое лицо (лицо, в отношении которого в установленном порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого),

2. лица, застигнутые на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления;

3. лица, скрывающиеся с места совершения ими деяния, содержащего признаки преступления;

4. лица, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления.

3. Вскрытие транспортного средства (дополнение новой статьей 151 Закона о полиции).

Закон о полиции может быть дополнен совсем новой статьей - 151 «Вскрытие транспортного средства», согласно которой полиция имеет право осуществить вскрытие транспортного средства, в том числе проникновение в него.

Указанная норма не содержит исчерпывающий перечень ситуаций, требующих подобного полицейского вмешательства, но все же приводит некоторый список:

1) для спасения жизни граждан;

2) для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

3) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;

4) для пресечения преступления;

5) для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения;

6) для проведения осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные;

7) для проверки сообщения об угрозе террористического акта;

8) для установления обстоятельств несчастного случая,

а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Перед вскрытием транспортного средства сотрудник полиции разъясняет собственнику или иному законному владельцу причину и основания такого вскрытия, а если же вскрытие было осуществлено в его отсутствие, то он должен быть проинформирован не позднее 24 часов с момента вскрытия транспортного средства.

Также в отсутствие собственника или иного законного владельца полиция обеспечивает недопущение доступа посторонних лиц во вскрытое транспортное средство.

Стоит отметить, что сотрудник полиции не будет нести ответственность за причиненный указанными действиями вред, если такие действия применялись на законных основаниях.

4. Оцепление территорий, жилых помещений, строений и других объектов (дополнение части 2 статьи 16 Закона о полиции).

Законопроект предлагает дать полиции право проводить оцепление не только участков местности, как это есть сейчас, а также жилых помещений, строений и других объектов.

Исчерпывающий перечень ситуаций, при которых может быть применено такое право, уже указан в части 2 статьи 16 Закона о полиции:

1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;

2) при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций;

3) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

5) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

К ним может быть добавлен новый случай, который расширит приведенный перечень: «при необходимости предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом».

В период такого оцепления полиция сможет осуществлять осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением в случае необходимости технических средств. При отказе гражданина подвергнуться личному осмотру или представить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы полиция имеет право не допускать его проход и выезд транспортного средства с таких оцепленных территорий до снятия оцепления.

5. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции (дополнение новой части 11 в статью 30 Закона о полиции).

Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

В качестве дополнительной гарантии в законопроекте указывается, что сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции, если эти действия осуществлялись на законных основаниях.

Федеральный закон о внесении изменений в Закон о полиции поступил на рассмотрение Государственной Думы только «13» мая 2020 года. Впереди у него рассмотрение Государственной Думой в трех чтениях, в которых могут вноситься поправки, передача на одобрение (или не одобрение) Совету Федерации, передача на подписание президенту Российской Федерации, которым закон также может быть отклонен и возвращен Государственной Думе на повторное рассмотрение и внесение поправок.

По ссылке https://sozd.duma.gov.ru/bill/955380-7 можно ознакомиться с представленным в Государственную Думу пакетом документов, включая сам законопроект, а также следить за ходом его рассмотрения.

Начать дискуссию