Как сделать анализ сайтов конкурентов в органике?
Салют! На связи ITC MEDIA. Сегодня мы поделимся своим чек-листом по конкурентному анализу в органическом поиске.
Зачем нужен анализ сайтов конкурентов?
1. Понять какие доработки сайта нужно провести в направлении юзабилити и коммерческих факторов ранжирования текущего сайта.
2. В случае необходимости разработки нового сайта. Подобная проработка в самом начале разработки проекта в будущем положительно сказывается на ранжировании сайта в поисковиках и показателях конверсии.
Стоит отметить, что очень важно выполнить правильно каждый этап конкурентного анализа от выбора конкурентов до написания ТЗ на внедрение.
Как выбрать конкурентов для анализа?
Инструкция выбора конкурентов:
- Первичная выборка должна включать количество — 40-50 сайтов, после проверки отбираются 8-12 шт ключевых конкурентов для анализа.
Для получения данной выборки можно использовать разные инструменты: Keys.so, Spy Words, Coolakov.
Сервис Coolakov является бесплатным и позволяет выгрузить до 100 шт конкурентов поисковой выдачи (по большому списку регионов в отличии от платных сервисов) .
Выбираем регион, вводим запросы, ТОП берем не менее 50:
Если ваш регион продвижения отличен от Москвы, то мы рекомендуем все же взять 1-3 самых быстрорастущих сайта конкурентов по региону Москва.
Регион Москва является самым конкурентным, поэтому и сайты в ТОП-10 проработаны максимально.
- После получения списка копируем все домены. Исключаем сразу агрегаторы, сайты-справочники, инфо-ресурсы (если у нас коммерческий сайт) .
- Каждый сайт просматриваем бегло вручную (чтобы убедиться, что ресурс соответствует нише) , через сервисы смотрим изменение трафика за последний год в Яндексе.
Ключевой фактор — за последний год сайт конкурента должен демонстрировать рост посещаемости в органике Яндекса. Это говорит о том, что он проработан в соответствии с последними алгоритмами. Берем именно Яндекс по причине того, что в Google большое значение имеют возраст и внешняя ссылочная масса домена.
Для анализа изменения трафика во времени мы используем сервисы keys.so или megaindex. Мегаиндекс (Видимость сайта) позволяет посмотреть изменение графика видимости по позициям и трафику бесплатно. Смотрим отчет по органической выдаче (не путаем с контекстной рекламой) :
В отчете видим, что данный домен показывает падение по ключевым словам в ТОП и эффективным показам, брать его для анализа не стоит:
Все данные по конкурентам собираются в отдельном файле:
Для конкурентов показывающих рост, отсутствие роста и падение для удобства используется разная заливка.
Таблица анализа конкурентов
После того, как данные по изменению трафика собраны, переходим уже к заполнению другого файла — таблицы анализа конкурентов. Переносим туда все url доменов конкурентов. Пример:
Далее очень важно правильно определить параметры сравнения своего сайта с конкурентами, по которым мы будем делать оценку. Для составления данного перечня лучше привлекать SEO-специалиста с опытом работы, так как сам владелец сайта на первый взгляд может упустить блоки и функционал, важные с точки зрения оптимизации сквозной коммерческой релевантности, маркетинга и юзабилити для пользователя.
Что наиболее важно для продвижения интернет-магазина?
Для каждого проекта список критериев нужно составлять индивидуально. Если речь про сайт интернет-магазина, то можно взять базовый список критериев и скорректировать/расширить его для конкретной тематики. Приведем основной перечень критериев сравнения, которые обычно всегда бывают в анализе:
1. Шапка сайта:
логотип с описанием деятельности
выбор города, перечисление городов в теге <a>
график работы и дни работы
поиск по сайту (например, для крупных ИМ и агрегаторов, используется акцентирование на строке поиска и поиск весьма функционален)
наличие номеров телефона и их тип (городской, мобильный, 8800)
иконка корзины и ее расположение (именно в правом верхнем углу)
- возможность заказа обратного звонка, иные способы связи, кнопки калькуляторов расчета (если этого требует тематика).
2. Коммерческие разделы и навигация:
Примерный перечень:
- Меню каталога с выпадающим блоком и структурой мега-меню
- О компании
- Список понравившихся товаров
- Список товаров для сравнения
- Инструкция как сделать заказ
- Акции / Акции и скидки
- Бонусы
- Цены
- Новости
- Блог
- Клиентам
- Личный кабинет
- Где мой заказ (отследить заказ)
- Способы оплаты
- Доставка
- Отзывы
- Сертификаты
- Преимущества
- Гарантия / Обмен / возврат
- Вакансии
- Контакты (включая отдельные страницы под каждый адрес / пункт выдачи)
- Реквизиты
- Производители / Бренды.
3. Нижняя часть (футер) сайта:
Помимо ссылок на коммерческие разделы в футере сайта отражают:
- ссылки на группы в социальных сетях
- ссылки на мобильные приложения
- рейтинги (например по данным Яндекс. Маркета и Яндекс. Карт)
- ИНН
- ОГРН
- Копирайт
- Год создания
- Реквизиты
- Номера лицензий
- Возможность доставки через Яндекс Go.
4. Главная страница:
В качестве структуры главной страницы часто востребованы блоки:
- Баннер с УТП и Call to Action
- Категории каталога товаров
- Категории каталога с картинками
- Скидочные / Акционные предложения
- Инфо об оплате
- Блок популярных товаров / Хиты продаж
- Ранее вы смотрели
- Новинки
- Новости
- СМИ о нас
- Последние отзывы
- Блок помощь — телефон, мессенджеры, e-mail
- Преимущества компании
- Видео о нас
- Схема — Последовательность заказа
- Бренды / Производители
- FAQ / Вопрос-ответ
- Статьи / Блог / Советы
- Другие текстовые фрагменты в зависимости от тематики
- Сертификаты.
5. Страницы разделов:
Например, для ниши онлайн-аптеки:
- Навигационное меню ХК (хлебные крошки)
- Ссылки на категории в виде текста / анкоров
- Ссылки на категории в виде анонсов картинок
- Алфавитный указатель по препратам
- Карточки товара с пагинацией
- Автоматическая подгрузка карточек при скроллинге
- Популярные / лучшие товары
- Фильтры: по цене, бренду / производителю, страна производства, назначение, действующее вещество, объем упаковки, форма выпуска, дозировка, способ применения, тип отпуска из аптеки, наличие в аптеках, новинка / хит
- Текстовый блок
- Боковое меню
- Ранее просмотренные
- Статьи по теме
- Гарантия
- Как сделать заказ (Блок-схема / текстовое описание) .
6. Страницы категорий:
Например, для ниши онлайн-аптеки:
Навигационное меню ХК (хлебные крошки)
Ссылки на теговые
Алфавитный указатель
Карточки товара с пагинацией
Автоматическая подгрузка карточек при скроллинге
Популярные / Лучшие товары
Фильтры: по цене, бренду / производителю, страна производства, назначение, действующее вещество, объем упаковки, форма выпуска, дозировка, способ применения, тип отпуска из аптеки, наличие в аптеках, новинка / хит
Текстовый блок
Боковое меню
Ранее просмотренные
Статьи по теме
Гарантия
- Как сделать заказ (Блок-схема / текстовое описание) .
7. Анонсы карточек на категориях:
Например, для ниши онлайн-аптеки:
Изображение товара
Несколько изображений
Название
Инфо — объем / кол-во упаковки
Цена
Возможность добавить в корзину
Возможность заказа в 1 клик
Быстрый просмотр
Возможность добавить в сравнение
Возможность добавить в избранное
Рейтинг
Указание количествава отзывов возле рейтинга
Метка в наличии
Баллы / Бонусы за покупку
Указание количества аптек с наличием товара
Возможность самовывоза сегодня
Инфо об отпуске по рецепту или без
- Инфо о препаратах аналогах.
8. Страницы карточек товара:
Например, для ниши онлайн-аптеки:
Навигационное меню ХК (хлебные крошки)
Изображение
Несколько изображений
Название
Цена
Возможность добавить в корзину
Выбор количества при добавлении в корзину
Возможность заказа в 1 клик
Добавление в сравнение
Добавление в избранное
Рейтинг
Указание количества отзывов возле рейтинга
Возможность оставить отзыв
Метка в наличии
Указание количества аптек с наличием товара
Возможность самовывоза сегодня
Инфо об отпуске по рецепту или без
Инфо о препаратах аналогах
Поделиться — все соцсети
Тегирование по названию препарата
Тегирование по бренду
Тегирование на раздел/категорию, к которой относиться препарат
Бонусы / Баллы за покупку
Получить скидку
Заказ по телефону
Табы: описание, характеристики / состав / способ применения и дозировка / Инструкция, отзывы, оплата / доставка, наличие в аптеках, вопросы, документация / Лицензии / Сертификаты
Блок история стоимости
Блок популярные товары
Блок рекомендуем посмотреть
Блок последние просмотренные
Блок похожие товары / Аналоги
- Блок сопутствующие товары.
Что важно для сайтов услуг?
Для сайтов услуг в зависимости от тематики набор блоков с КНДР (Контент и информация необходимые для ранжирования) и функционала могут очень сильно отличаться. Приведем скрины таблицы анализа конкурентов по направлению: услуги МРТ.
Как использовать результаты анализа?
Дальнейшая стратегия работы должна включать внедрение результатов проведенного анализа. Для этого нужно составить ТЗ дизайнеру и программисту.
Если сайт делается с нуля, то всегда в начале производиться разработка структуры разделов и прототипирование проекта.
Разработка структуры делается в excel или x-mind.
Для прототипирования нами как правило используются axure или figma.
1. Примеры прототипов для сайта услуг:
2. Примеры прототипов для онлайн-аптеки:
- Главная страница:
- Приближение:
- Карточка товара:
После разработки прототипов, они согласуются с клиентом (с внесением правок если это необходимо) . Далее происходит отрисовка макетов в десктопном и мобильном представлении.
Следующий этап — подготовка ТЗ верстальщику, программисту и контент-менеджеру. Все этапы (включая анализ конкурентов и контроль внедрения анализа) у нас осуществляет опытный SEO-специалист. Для владельца сайта данный пул работ может быть сложным.
Хотите провести конкурентный анализ для вашего сайта?!