Почему обучение не переходит в практику: разбор причин и методы преодоления

Почему обучение не переходит в практику: разбор причин и методы преодоления

Многим из нас знакома ситуация, когда мы заканчиваем очередной образовательный курс, но вместо того чтобы применять полученные знания, сразу начинаем думать о следующем обучении. Почему так происходит, и как избежать этого замкнутого круга? В этой статье мы разобрали основные причины, по которым знания не переходят в практику, и предлагаем действенные решения, которые помогут вырваться из этого порочного круга.

По статистике, представленной платформой для корпоративного обучения Lerna, половина людей, начинающих обучение, так и не завершают курсы. Это печальная тенденция, выявленная в результате опроса 16 тысяч человек, представляющих различные профессии. Международные исследования показывают еще более тревожную картину: до 85% участников онлайн-курсов бросают обучение, не доведя его до конца, а из тех, кто заканчивает, лишь немногие начинают использовать полученные знания на практике.

Почему же многие не завершают обучение и не применяют знания в реальной жизни? В статье от команды проекта 42Clouds мы рассмотрим три основных причины этой проблемы и предложим стратегии, которые помогут преодолеть эти барьеры.

1. Страх перемен и неопределенности

Неопределенность — это одна из самых сильных психологических преград, которые могут остановить нас на пути к действию. Это естественная реакция организма на незнакомую ситуацию. Мы боимся неизвестного, потому что не можем точно предсказать, что произойдет, когда начнем что-то новое. Страх перед переменами и неопределенностью является защитным механизмом, который помогает нам избегать возможных опасностей.

В зависимости от личных предпочтений люди могут реагировать на этот страх разными способами. В большинстве случаев срабатывает реакция бегства, когда человек предпочитает избежать изменений и остаться в комфортной, но статичной ситуации. Процесс обучения дает четкую структуру, понятные цели и шаги, в то время как применение новых знаний в реальной жизни — это уже шаг в неизведанное, что зачастую пугает.

Как преодолеть этот страх и начать применять полученные знания на практике?

  • Понимание причины страха. Чтобы справиться с любым страхом, необходимо понять его источник. Для этого можно использовать методику «5 почему». Задайте себе вопрос: «Что меня пугает?» и ответьте на него. Затем задайте себе этот вопрос еще четыре раза, пытаясь дойти до глубинной причины вашего страха. Например, если вы боитесь начать применять новые знания по графическому дизайну, ваши ответы могут быть такими:
  • Что меня пугает? — Я боюсь, что не смогу выполнить проект на должном уровне.Почему? — У меня нет достаточного опыта в этой области.Почему? — Я не уверена в своих способностях и не делала достаточно практики.Почему? — Я боюсь, что мои работы не будут оценены.Почему? — У меня нет примеров успешных проектов.
  • Вспомнить свои прошлые достижения. Иногда достаточно вспомнить, как вам удавалось преодолевать трудности в прошлом, чтобы начать двигаться вперед. Не важно, были ли это крупные победы или мелкие достижения — они могут быть отличным напоминанием о том, что вы способны на успех. Эти успехи являются доказательством того, что вы уже способны достигать своих целей, если начнете действовать.
  • Создание интеллект-карты целей. Чтобы облегчить переход от теории к практике, создайте интеллект-карту. В центре карты укажите вашу конечную цель, а затем распишите шаги, которые помогут вам ее достичь. Разбейте каждый крупный шаг на маленькие, простые действия. Начинайте с тех шагов, которые можно выполнить за один день. Например, после прохождения курса по изготовлению бенто-тортов, первым шагом может стать создание профиля в социальных сетях и публикация фотографий своих первых тортов. Это будет ваш маленький, но значимый шаг.

Не забывайте: страх — это нормальная человеческая реакция. Главное — научиться контролировать его, а не позволять ему сдерживать вас. Преодолевая страх, вы сможете стать сильнее и увереннее.

2. Потеря мотивации

Мотивация — это топливо, которое питает наш прогресс. Без мотивации трудно продолжать что-либо делать, особенно когда сталкиваешься с трудностями. В обучении мотивация играет ключевую роль, потому что именно она заставляет нас двигаться вперед и не сдаваться.

Однако, как показывает практика, потеря мотивации может случиться даже при самых вдохновляющих и интересных курсах. Иногда любая небольшая сложность может стать причиной того, что обучение останавливается, а знания так и не переходят в практическую плоскость.

Как вернуть мотивацию и продолжить обучение?

  • Возвращение к внутренней мотивации. В психологии мотивация делится на внешнюю (похвала, награды, признание) и внутреннюю (личные стремления, цели). Внешняя мотивация может быть полезной, но она не всегда эффективна в долгосрочной перспективе. Важно помнить, зачем вы начали обучение. Что стало для вас мотивацией на старте? Пройдите процесс самоанализа: вернитесь к тем целям, которые стояли перед вами в начале. Это поможет вернуть истинное желание достичь поставленной цели и восстановить мотивацию.
  • Разработайте систему вознаграждений и наказаний. Чтобы стимулировать себя, можно создать систему внешних мотиваций. Разбейте свои цели на более мелкие шаги и назначьте награды за их выполнение. Например, за выполнение одного этапа плана можно наградить себя походом в любимый ресторан или посещением нового интересного мероприятия. Не забывайте и про наказания: если не выполняете задание, ограничьте себя в какой-то привычной радости, но только в том случае, если это не обесценит процесс.
  • Поддержка от окружения. Иногда помощь и поддержка со стороны других людей могут сыграть ключевую роль в возвращении мотивации. Найдите группу поддержки или наставника, который будет вас направлять и поддерживать. Можно создать группу с другими студентами курса или подключиться к форумам и сообществам, где обмен опытом и поддержка участников помогут вам продвигаться вперед.

3. Слишком амбициозная цель

Часто желание достичь огромной цели в короткие сроки становится причиной, по которой обучение превращается в бесконечный процесс. Люди не ощущают своих знаний как достаточно полноценные для того, чтобы применить их на практике, и начинают искать новые курсы и тренинги, надеясь, что в какой-то момент они будут готовы действовать.

Как сделать большие цели достижимыми?

  • Превратите цель в конкретное и измеримое действие. С помощью метода SMART можно сделать цели более достижимыми. SMART — это аббревиатура, которая описывает характеристики эффективных целей:
  • Specific (конкретная) — цель должна быть четкой и ясной.Measurable (измеримая) — результат должен быть измеримым.Achievable (достижимая) — цель должна быть реальной для достижения.Relevant (значимая) — цель должна быть важной для вас.Time-bound (ограниченная по времени) — цель должна иметь определенные сроки.

Пример SMART-цели: «В течение месяца пройти курс по таргетированной рекламе и привлечь трех новых клиентов с помощью рекламы». Это конкретная цель с четким сроком выполнения и измеримым результатом.

  • Разделите цель на более мелкие шаги. Когда вы ставите перед собой глобальную цель, разбивайте ее на маленькие, достижимые этапы. Каждый выполненный шаг будет показывать вам, сколько знаний и навыков вы уже приобрели. Каждый микрошаг делает большую цель более доступной.
  • Начните с простых действий. Вместо того чтобы снова записаться на курс, сделайте первый шаг к своей цели с помощью простого действия, которое можно выполнить без дополнительных обучений. Например, начните с маленького проекта, который можно реализовать с теми знаниями, которые уже есть.

Заключение

Барьеры, мешающие перейти от теории к практике, могут быть как внутренними (страх, мотивация, амбициозные цели), так и внешними (неожиданная ситуация или отвлекающие факторы). Чтобы преодолеть эти преграды, важно не терять фокус на конечной цели и постоянно напоминать себе, зачем вы начали обучение. Ответ на этот вопрос поможет вам преодолеть трудности и двигаться дальше, превращая знания в практические навыки.

1
Начать дискуссию