Анкета на должность менеджер маркетплейсов. (Не)профессиональный взгляд на качество таких опросников
Почему появился этот текст. Висит у меня на HH резюме по специальности менеджер маркетплейсов, работаю как самозанятая, но не против поработать с каким-нибудь агентством (женское любопытство так сказать, как у них там внутрянка устроена). Резюме не обновляю, лежит и лежит, мне редкие звонки не мешают.
Если не работаете в сфере маркетплейсов, то может проблема у Вас и более редкая, но вот для менеджеров вполне стандартная история с просьбой заполнить анкету. Вот тут и порылась собака.
Анкеты, которые по идее должны работать на первичный отбор и помогать HR и соискателю понять потребности друг друга в профессиональном смысле, чаще всего содержат что угодно, кроме вопросов по специальности. Это могут быть вопросы про хобби, возраст, наличие водительских прав (это на удаленку если что), ваш знак зодиака и последняя книга, которую вы прочитали. Конечно, для приличия туда вставляют парочку вопросов по теме: какой у вас опыт работы по времени, с какими маркетплейсами вообще работали и умеете ли пользоваться аналитическими сервисами, и парочка из них на выбор и на этом очень часто все профильные темы заканчиваются и начинается «Наша Сказочка».
Вообще, очередной звонок, вроде серьезный дяденька, ага….ага…агентство, только анкетку заполните. Ну, присылайте ссылку посмотрю, и на комментарий, что мол понимаете, отбор все такое, на кандидата надо заранее глянуть, я честно ответила: «анкета тоже иногда очень неплохо рассказывает о работодателе».
Прислали мне ссылку не сразу, а где-то через сутки. Ну, ничего занятые люди, наверное, бывает. Открываю я значит ссылочку….
И попадаю в «сказочку», а не, попадаю я видимо в зал суда, присягу давать….
1) И первым номером у нас: «Готовы честно ответить на все вопросы?», и два варианта ответа. Как-то еще комментировать сей интересный пассаж считаю излишне.
2) Дальше вроде лучше, по теме: опыт работы, сервисы аналитики, интерес к бренду которые ведет человек, да даже вопрос про то, что Вам нравится в работе менеджера маркетплейсов вполне нормален (не понятно зачем он в анкете, только время отнимает, лучше уж при личном собеседовании спросить, так человек и ответить полнее сможет и вопросы дополнительно сразу можно задать).
А вот дальше идут, парочка вопросов, которые достаточно неплохо маркирует работодателя:
3) Готовы ли Вы работать сверхурочно? Быть на связи и оперативно отвечать на звонки и сообщения даже в нерабочее время? (Варианты ответов: Да; Да, если это дополнительно будет оплачено; Нет)
Готовы ли Вы создавать карточки товаров по 8 часов в день?
Соль этих замечательных вопросов в том, что они есть уже в анкете, так что заранее можно готовиться к тому, что график будет как у рабов на галере. И работать вы будите не менеджером, а скорее всего, на технической рутине по заполнению карточек. Естественно, такая работа в этой сфере самая низко оплачиваемая и крайне неблагодарная.
4) Дальше шло всякое про зарплату. Это нам совсем не интересно, так как вполне понятно и стандартно.
А вот после этого были несколько последних интересных вопросов.
5) Назовите 5 Ваших достижений в жизни (формулировка сохранена авторская). И тут я призадумалась, нет, ну серьезно, а какие такие у меня достижения в ЖИЗНИ, да еще и сразу 5. Интересно, а приобрела себе породистого кота и содержу его, за достижение пойдет. Ладно, шучу, я и профессию успешно меняла пару раз и всякое материально там есть что вспомнить, но вот «товарищам майорам» информация эта зачем, да еще и при первичном опросе анкетой?
Хотите посмотреть на мой уровень самооценки?
Ладно, я сама работала нанимающим менеджером и даже использовала этот вопрос обычно при личном собеседовании отобранных кандидатов. Правда обычно вопрос касался именно профессиональных достижений. Ответ дает возможность понять уровень компетенций и реальный уровень опыта и ответственности, которую на себя на прошлой работе брал кандидат. Тут главное развить тему и позадавать дополнительные вопросы к ответу.
6) Ваше хобби?
Тут обычно любят приводить в пример, что если человек, например занимается рукоделием, то он усидчив и легче справиться с рутинной работой, а если он гоняет на мотоциклах, то брать его не надо, а то еще разобьется, а ты ему замену ищи потом. Но, тут, как всегда, есть нюанс. Лично я вообще считаю, что вопрос практически бесполезный и реально для профессиональный деятельности редко ведет к пониманию подходит человек или нет, быстро он уйдет с работы или нет. Потому что девушка, занимающаяся рукоделием или пекущая тортики для семьи может в какой-то момент раскрутить свою страничку в соцсети и уйти от вас на самозанятость, продавать тортики по 6000 руб. за кг, а парень, увлекающийся гонками на мотоциклах, гоняет по треку и лет десять у вас проработает и будет главным двигателем офиса.
7) Следующий вопрос интересным образом переплетается с вопросом, который всю эту анкету открывал: «В каких случаях ложь оправдана?»
Я, наверное, даже комментировать не буду. У меня только один маленький вопрос, что там с первым вопросом?
8) Почему люди отдают кредиты в банк? (Авторская формулировка сохранена)
Наверное, потому что они их там берут? Нет? А вообще формулировка вопроса несколько не понятна, что хотели я так и не разумела.
9) И наконец один из лидеров моего личного рейтинга вопросов.
«Что в жизни готовы делать бесплатно или даже платить за это?
Нет, ну серьезно, что авторы хотят услышать? Что я готова им приплатить за то, что они возьмут меня на работу? Ну, или хотя бы буду работать на них бесплатно.
К чему собственно вся эта длинная тирада. Мораль «Сказочки».
Собеседование, анкеты для соискателей проверяют и показывают товар лицом не только со стороны работника, но и со стороны работодателя: отношение к сотрудникам, корпоративная культура. Если анкета, которую просят заполнить содержит множество личных вопросов, в той или иной форме постоянно возвращается к теме переработок, рутины и много вопросов про оплату, то с большой вероятностью ищут «раба на галеры». Постоянные переработки, бюджет на оплату скорее всего достаточно ограничен, поэтому этот пункт будет подниматься несколько раз в разной форме, карьерный рост под вопросом, если вам постоянно намекают на однообразные задачи. Пространные вопросы, постоянное желание уточнить что-то про личную жизнь в анкете не сможет дать о кандидате как о профессионале полезной информации, такие вопросы HR следует оставить на личное собеседование, где они смогут раскрыться и продемонстрировать личные качества собеседника, текст плохо отражает нюансы. Лишние вопросы не касающиеся опыта работы и профессиональных знаний лишь отнимут время у соискателя и нанимающего.
Резюме и анкеты призваны собрать информацию о профессиональных качествах соискателя. Личные качества, темперамент, самооценку и софт скиллы лучше раскрывает личное собеседование. Анкета скорее должна больше походить на мини тест на профпригодность, ну и служить для сбора контактных данных. Вопросы должны быть направлены на выявление профессиональных знаний и опыта, давать представление о квалификации кандидата. Для этого недостаточно знать сколько времени он уже работает на должности и с какими площадками знаком. Важно понимать, какой именно функционал он может выполнять, что непосредственно умеет. Идеально мини-тестовые вопросы: да хоть как называется реклама на озон и варианты ответа (конфеты, трафареты, шаблоны, реклама), если человек претендует на менеджера озон и не знает таких элементарных вещей, то анкету можно смело в мусор (пример конечно условный и утрированный, а реклама называется трафареты).
Конечно же я встречала и хорошие анкеты, где вопросы были по рабочим темам и вызывала доверие к работодателю, что сам он разбирается и уважительно относится к соискателям, но, к сожалению, анкет с вопросами про знак зодиака (нет, я не шучу) встречала не чуть не меньше. На данный момент на рынке услуг на маркетплейсах много проблем. Я очень надеюсь, что в какой-то момент все устаканится и с рынка уйдут инфоциганские курсы (ну, хоть поменьше станет, хотя, глядя на IT сферу, надежа уходит в закат), обещающие сделать из вас менеджера за пять занятий, когда у ста выпускающихся с них девушек одно резюме и портфолио и очень странный текст толи сопроводительного, толи рекламы. Уйдут селлеры, которые хотят за три копейки крутого менеджера и с капиталом в 10 тысяч через месяц продавать на миллион и также исчезнут курсы, которые им вот это все обещают.
Рай, конечно, не настанет, но какое-то рабочее равновесие прийти надеюсь должно.
На рынке все больше понимающих менеджеров, появляются вполне приличные агентства, все больше продавцов сначала считает и только потом бежит продавать на маркетплейсы (все чаще даже у меня в запросах приходят клиенты, которые хотят юнит-экономику и примерный бюджет на рекламу посчитать перед выходом на площадки).
Всё, выплакалась. Вроде даже немного отпустило. А то, злая я была после этой анкетки от агенства, жуть какая злая, а если учесть, что неделю назад была анкетка с вопросом каких животных вы любите и есть ли у вас водительские права на удаленную вакансию……
Ладно, пошла работать. Надо что ли клиентам уже услугу по составлению всяких опросников для HR предлагать….