Смещение технологических приоритетов индустрии логистики после пандемии

Смещение технологических приоритетов индустрии логистики после пандемии

Изменения, пришедшие с началом пандемии COVID-19, затронули все сферы бизнеса. Большая часть логистических компаний также была вынуждена сместить свой технологический фокус, чтобы не потерять в эффективности.

Согласно отчёту, опубликованному компанией FreightWaves, к 2023 году логистическая отрасль будет оцениваться в 15 триллионов долларов и составит приблизительно 12% от совокупного мирового ВВП. В первые месяцы 2020 года морские перевозки сократились на 10%, а авиаперевозки — на 19%. На фоне кризиса многие авиакомпании превратили свои коммерческие рейсы в грузовые. Влияние COVID-19 наглядно продемонстрировало необходимость серьёзных операционных изменений. И в первую очередь индустрии нужны технологические нововведения. Специалисты компании Sibedge выделили основные приоритеты, на которые следует обратить внимание CTO логистических компаний.

Смещение технологических приоритетов индустрии логистики после пандемии

Отслеживание перемещения грузов в реальном времени

Согласно исследованиям компании Telstra, из-за ненадлежащего отслеживания активов, австралийский бизнес только в 2019 году потерял 4,3 миллиарда долларов. Интеллектуальные средства отслеживания транспорта в реальном времени позволяют устранить сбои в цепочках поставок, контролировать свои активы и свести к минимуму потерю ценных грузов. Сейчас подобные технологические решения особенно востребованы в индустрии.

С их помощью сотрудники магазинов видят перемещение грузового транспорта в реальном времени, поэтому к моменту его приезда, вооружившись средствами индивидуальной защиты, быстро разгружают товар. Упреждающие оповещения также полезны для конечных потребителей. Они точно знают, на каком этапе доставки находится их заказ в данный момент, и когда приедет курьер. Отслеживание сокращает риски потери груза и исключает отклонение водителей от изначальных маршрутов, позволяя сократить расходы. К сожалению, сегодня не все логистические компании удовлетворены представленными на рынке решениями, поэтому технологиям ещё есть, куда расти:

Существуют готовые решения для мониторинга за нахождением транспорта. На машину устанавливается аппаратная часть, а онлайн-сервис позволяет осуществлять трекинг. В случае с привлеченным транспортом — всё гораздо сложнее. Он может быть попутным и не всегда возвращается в точку отправления. Ставить аппаратные комплексы на него достаточно проблематично. Альтернатива — установка специального программного обеспечения на смартфоны водителей. Но, к сожалению, сегодня на рынке мало готовых решений, позволяющего это осуществить.

Сергей Корявов, директор по развитию Simple Delivery Group

Усиление безопасности через внедрение телематических решений

В связи с пандемией правительственные организации многих стран приняли временные исключения, допускающие увеличение максимального количества часов, которое водители могут проводить за рулём в сутки. В России режимы рабочего времени регулирует Минтранс и, согласно закону, при осуществлении междугородных перевозок максимальная продолжительность смены в некоторых случаях может достигать 12 часов.

Увеличение количества часов за рулём резко повышает риск аварийных ситуаций, связанных с усталостью водителей. Телематические решения позволят снизить этот риск. Транспортные компании смогут отслеживать отработанные часы, вносить изменения в графики сотрудников и в случае необходимости инициировать передачу управления транспортными средствами другим водителям. Кроме того, наиболее продвинутые программные решения собирают информацию о доступных для отдыха водителей местах и прокладывают оптимальный маршрут с учётом остановок.

Смещение технологических приоритетов индустрии логистики после пандемии

Повышение эффективности с помощью автоматизации

Многие западные логистические компании уже столкнулись с нехваткой водителей, что создаёт определённые препятствия для бизнеса. Американский гигант Amazon не просто так вкладывает миллиарды долларов в развитие беспилотных грузовиков и дронов-доставщиков. Согласно исследованиям Morgan Stanley, в самом ближайшем будущем Amazon будет тратить на доставку товаров 90 миллиардов долларов ежегодно, а автоматизация позволит сэкономить около 20 миллиардов. Именно поэтому компания Джеффа Безоса начала тестировать доставку с помощью самоходных грузовиков, созданных инженерами Embark.

Автоматизируется не только транспорт, но также склады и распределительные центры. Полноценной автоматизации складов сегодня удалось достичь всё тому же Amazon, а остальным компаниям не остаётся ничего, кроме как идти по проложенной лидером дороге. Уже сегодня существуют технологии, способные автоматически распознавать и вносить в электронные системы информацию о разгружаемых товарах с помощью специальных камер и нейронных сетей. Это значительно ускоряет логистические процессы, позволяет дополнительно обезопасить сотрудников склада и в реальном времени отслеживать целостность груза. Крупные логистические компании продолжают активно внедрять такие технологии, как pick-by-light, pick-by-voice и pick-by-vision, которые позволяют в разы сократить время комплектации заказов.

Лидеры рынка стремятся создать оптимальные цепочки доставки товара. В том числе и за счёт использования передовых технологий. Сегодня многие крупные игроки вкладывают огромные средства не только в расширение сети своих складов но и в их автоматизацию. В рамках логистического сервиса всё должно работать бесшовно. Ярким примером среди российских компаний является Wildberries. За счёт использования IT-технологий она ускоряет процесс доставки, снижает стоимость товаров и предлагает своим пользователям удобный интерфейс.

Всеволод Мороцкий, CTO компании Sibedge

Корректировка маршрутов и перераспределение активов

Переадресацию можно применять на любом из этапов доставки: от первой до последней мили. Если речь идёт о грузе первой необходимости, планы можно скорректировать и направить грузовой транспорт сразу в розничный магазин вместо распределительного центра. Существуют программные решения, позволяющие передать груз от водителя на этапе доставки средней мили другому водителю, который находится на этапе последней мили. Подобные программные решения делают работу логистических компаний более эффективной и значительно сокращают время доставки.

Исследователи компании Gartner считают, что обеспечение гибкости в корректировании маршрутов и перераспределении ресурсов становится обязательным требованием в условиях вспышки COVID-19. Сейчас миру как никогда нужны технологические решения, позволяющие в реальном времени видеть зоны повышенной опасности заражения на карте. Это позволит не только оптимизировать цепочки поставок, но также избавить водителей от дополнительных рисков.

Технологии обеспечения безопасной социальной дистанции

Риску заражения коронавирусом подвержены все, включая водителей грузовиков, сотрудников складов и распределительных центров, а также персонал магазинов. Руководители логистических компаний должны сделать всё возможное, чтобы при помощи современных технологий максимально обезопасить всех участников цепочек поставок.

Большим спросом у лидеров рынка логистики пользуется программное обеспечение, которое позволяет свести физический контакт между людьми к минимуму. Привычные процедуры вроде подписания накладных и регистрации в контрольных точках по ходу маршрута постепенно переносятся в облако. К сожалению, в большинстве российских логистических компаний неотъемлемым бизнес-процессом по-прежнему остаётся обязательный возврат бумажных документов. И в условиях пандемии это представляет серьёзную проблему.

Водитель обязательно должен вернуть документы из торговой точки. Как правило, если речь идёт о доставке внутри города, то водитель сдаёт документы в течение суток. Они принимаются, систематизируются, отмечаются в информационной системе. Несмотря на то, что почти у всех наших клиентов подписан договор об использовании платформы ЭДО (электронный документооборот), все многие они требуют возврат оформленных бумаг с печатями и подписями. Отсутствие бумажных документов считается невыполнением услуги, даже если внутри системы ЭДО всё уже подтверждено.

Сергей Корявов, директор по развитию Simple Delivery Group

В сложившейся ситуации индустрии логистики не остаётся ничего другого, кроме как пройти через технологическую трансформацию. Преимущества получат те компании, которые укрепят свой бизнес надёжными цифровыми решениями, обеспечат видимость транспорта и отслеживание груза в реальном времени. Это повлечёт за собой инвестиции в такие технологии, как интернет вещей, облачные вычисления, автоматизация и анализ данных. Инновационные технологии позволят компаниям стать лучше конкурентов, а положительный эффект от их внедрения будет ощущаться на протяжении долгого времени после завершения пандемии.

11
Начать дискуссию