Продуктовый подход: подробный гид для HR
Сейчас в тренде продуктовый подход. Одни его боготворят, другие относятся скептически. Истина где-то между: подход хороший, но нужно здраво применять. В статье подробный разбор: в чем суть и польза продуктового подхода, как применять его в HR и как это делают в команде Авито.
Что такое продуктовый подход
Продуктовый подход — способ организации работы. Фокус на бизнес-целях и потребностях пользователя, задача — закрыть их оптимальным образом.
Проектный подход:
- А давайте запустим такую-то штуку, должно быть классно. Да и конкуренты уже сделали.
- Да, я сам пользуюсь, крутая штука. Мы можем еще добавить туда вот эту фишку.
- Отлично. Давай тогда писать ТЗ, планировать срок и бюджеты.
Продуктовый подход:
- Нам нужно вырастить вот этот показатель. Читал, что конкуренты сделали вот такую штуку и решили похожую задачу.
- Давай исследуем: нужна ли нашим клиентам такая штука и что мы получим от запуска, как сможем измерить пользу?
- Вернусь с ответами и решим, что будем запускать и вообще надо ли.
Продуктовый подход пришел из IT–компаний. Со временем стало понятно, что его принципы — здоровые и универсально полезные, и их можно использовать не только при разработке IT-продуктов. В принципе, любая работа — это создание продукта.
Продуктовый подход в HR
Где продукты?
1. Продукты в HR — инструменты автоматизации. Например, платформа, которая помогает сделать обучение сотрудников системным и удобным. Или форма для сбора фидбеков, которая упрощает Performance Review.
2. Почти все HR-инструменты завязаны на каких-то процессах: онбординг, отбор стажеров, опять же ревью. К процессам тоже можно подходить как к продуктам.
А пользователи кто?
Те, кто вовлечен в HR-процессы: руководители, сотрудники, кандидаты на работу в компании. А кто именно — зависит от конкретной ситуации.
Как строить работу?
1. Ставим цель: какую проблему хотим решить.
2. Определяемся с метриками: что поможет оценить результат работы?
3. Выдвигаем гипотезы: в чем причина проблем?
Опрашиваем причастных и отсеиваем верные.
4. Делаем необходимый минимум, «чтобы все заработало».
5. Анализируем метрики. Если что-то не так — п. 3.
6. Если решили проблему — не делаем улучшения ради улучшений.
В чем польза для компании?
Продуктовый подход помогает оптимизировать процессы. Понятно, что любая оптимизация экономит ресурсы: время сотрудников, деньги компании. А вот что еще даст компании оптимизация HR-процессов:
Больше прозрачности. Продуктовый подход опирается на метрики, их невозможно регулярно добывать, когда процессы «мутные».
Меньше рисков. Оптимизация — наведение порядка в процессах, «выпиливаем» лишние, объединяем похожие. А чем меньше этапов, тем меньше рисков, которыми нужно управлять.
Проще масштабироваться. Простым прозрачным процессом проще управлять, его проще масштабировать, например, при росте компании.
Выше качество работы. Оптимизация вычищает часть рутины. У HR-ов появляется время не только разгребать горящее, но и заниматься более сложными и стратегическими вещами.
За счет продуктового подхода компания может получить дополнительное конкурентное преимущество и найти новые, ранее недоступные инсайты.
Исследования с продуктовым подходом позволяют успешно выйти на новый рынок, создать новый продукт, или улучшить позиции на уже сформированном рынке с продуктом существующим.
Разберем на практике: кейс Авито
В Авито продуктовый подход применяют сотрудники разных специализаций и уровней, от стажеров до опытных руководителей. Здесь поделимся кейсом, как этот подход использовали для решения HR-задачи — оптимизации Performance Review.
Ревью — регулярная практика в Авито. Сотрудники пишут обзор сделанного по кварталам, потом собирают фидбек коллег и руководителя. По итогам ревью строятся планы развития. Процесс важный, но раньше отнимал много времени и ресурсов.
Продуктовая команда выдвинула гипотезы, что изменить, чтобы дело шло быстрее. И пошла к сотрудникам проверять:
- Описание сделанного за каждый квартал виделось процессом долгим и сомнительно полезным, а оказалось важным. Проходящим ревью это помогает отрефлексировать опыт, а пишущим фидбеки вспомнить контекст. Тут ничего менять не стали.
- Возможность собрать неограниченное количество фидбеков усложняет жизнь сотрудникам (некоторым приходили запросы на 40 откликов). А критична ли эта возможность? Оказалось 90% сотрудников, хватает и 10-20 фидбеков. Ограничили количество.
- Фидбеки пишутся долго. Может, поменять формат, чтобы сотрудники просто выставляли уровень развития компетенций? Оказалось, нельзя все переформатировать без смысловых потерь. Но для ускорения стоит дать сотрудникам опору. В форме сбора фидбеков сделали структуру, которая задает направление мысли: даешь обратную связь коллеге только по тем целям, над которыми работали вместе.
По итогам первой итерации расход времени сократился на 34%, но цель была 50%. Снова работали по схеме: гипотезы, UX-тесты и опросы сотрудников, правки. В итоге небольшими продуманными шагами пришли к запланированному результату: сократили ревью в 2 раза и сэкономили ресурсы компании.
Еще разбор: пример оптимизации найма
Шаг 1. Выявили проблемные места процесса. Собрали метрики по каждому этапу найма. Посмотрели, где воронка проваливается: кандидаты сильно отсеиваются на этапе тестового и на интервью.
Шаг 2. Исследовали процесс, уточнили проблемы. Выяснили, что тестовое завязано на хард скилах, поэтому его проверяют сотрудники, а у них редко есть свободное время — отвечают долго. А на интервью кандидатов чаще всего отсеивают из-за нехватки хард скилов — уделяют время тем, кто не совсем подходит.
Шаг 3. Предположили, как можно решить проблемы. Скорее всего, кандидаты «растворяются» после тестового, потому что успевают найти другую работу в долгом ожидании отклика. Тут нужно ускоряться. Тестовое делают удаленно, возможно, не сами — вот и нерелевантные кандидаты на интервью. А тут нужен дополнительный фильтр.
Шаг 4. Внедрили изменения, отследили результат. Для ускорения проверки тестового упростили задание, чтобы HR мог справляться сам. Для дополнительной фильтрации добавили короткие онлайн-встречи перед интервью, тоже c HR-ом, чтобы не отвлекать команду. На этих встречах HR быстро пробегается с кандидатами по хардам (его для этого подготовили) и отсеивает нерелевантных.
Новые решения некоторое время потестировали, потом снова посмотрели метрики — процесс найма выправился.
3 ошибки при внедрении продуктового подхода
1. Автоматизация без оптимизации. HR-процесс неэффективный (например, сотрудники долго адаптируются)? Давайте автоматизируем, запилим такую-то фичу и решим проблемы. Но если в процессе бардак или много лишних элементов, технические примочки не решат проблемы. Автоматизация — не есть оптимизация, это дополнение, которое помогает сделать процесс удобнее.
Оптимизация — это пройтись по процессу, проверить логику и пользу его составляющих и навести порядок:
2. Фокус на IT-продуктах. Продуктовый подход пришел из IT. Продукты этой сферы — программы и инструменты, цель — улучшать их работу. Практикуя продуктовый подход в других сферах, иногда допускают ошибку: фокусируются на улучшении IT-продуктов без оглядки на свою цель.
Например, дорабатывают интерфейс инструмента для автоматизации ревью, хотя цель — оптимизировать процесс, а не создать крутой инструмент. Идеальный интерфейс не поможет компании сэкономить деньги, а отлаженный процесс — да. И от инструмента достаточно, чтобы он просто выполнял свою функцию.
Важно всегда определять, какая задача первична: улучшаем процесс или продукт. Что поможет компании сэкономить (или заработать) деньги. И если первичен процесс, фокусироваться стоит на процессных метриках и изменениях:
3. Забыли про итерации. Важно не только правильно стартовать: вот цель, вот такие метрики будем отслеживать, а вот проверенные потребности пользователей. Не менее важно правильно продолжать — работать итерациями. Всем хочется сразу «диснеевский замок принцессы, а не избушку на курьих ножках». Но рациональнее сначала сделать «избушку», то есть запустить пилот (MVP):
У вас быстрее появится продукт — быстрее начнут решаться проблемы.
Практика покажет, нужно ли что-то изменить. Ошибки и недоработки всплывут сразу, когда все еще несложно откатить и потрачено минимум ресурсов.
MVP — это:
1. Только самое необходимое:
этапы, роли, инструменты и их функционал.
2. Простая логика:
процесса, работы инструментов.
3. Конкретная ценность для бизнеса.
Об экспертах
И пару слов о ProductStar. Это ведущий российский онлайн-университет с экспертизой в продуктовом менеджменте, аналитике и программировании. Помогает получить диджитал-профессию, пройдя курсы от главных практиков индустрии. Среди спикеров и трекеров — эксперты из Amazon, Booking, PayPal, Google, Яндекс. А обучение построено на прикладных кейсах российских и международных компаний.
А еще ProductStar — соорганизатор сообщества ProductCamp, которое с 2011 года объединяет лучших специалистов в сфере продакт-менеджмента России и Восточной Европы.
Порадовала инфографика. На vc редко кто делает инфорграфику. А зря мне кажется это привлекает внимание и вовлекает в статью!
Действительно подробно, благодарю.
Продукты в HR — инструменты автоматизации.не согласен. Инструменты автоматизации это продукты у прогеров. А у HR - продукт это собственно для чего эти инструменты используются. Вы ж не скажете, что у садовника - продукт садовые ножницы? У садовника - продукт ровно постриженные кусты
Противопоставление продуктового и проектного подхода довольно странно. Как-то получается из текста, проекты делаются "потому что захотелось", а вот продукты делаются для блага людей. интересно, а кто деньги выделяет на проекты, не интересуется результатами?
И продукты и проекты это термины из разных сфер/стадий, а не антонимы/антогонисты.
Там следом второй пункт:
«Почти все HR-инструменты завязаны на каких-то процессах: онбординг, отбор стажеров, опять же ревью. К процессам тоже можно подходить как к продуктам».
И это верно. Устойчивый результат процесса (outcome) — это продукт.
А продукты и процессы — это не противоположности, а разные основания для разных управленческих подходов к организации в первую очередь.
спасибо большое, мощная статья
Полезно, благодарим 🙏🏽
Продакт менеджер Яндекс практикум