Офис умер. Да здравствует офис!
Сегодня, проходя по офису клиента, я наблюдала тысячи и тысячи пустых квадратных метров. Пандемия опустошила бизнес-центры и заставила компании задаться вопросом - умрёт ли офис в 21 веке?
Эволюцию никто не отменял
Да, тот формат офиса, который мы знали до пандемии действительно умрёт. Умрёт и возродиться, эволюционировав. Конечно это произойдёт не сразу, как и для любого эволюционного процесса тут необходимо время на адаптацию. С исторической точки зрения, для полной адаптации нового способа работы обычно уходят десятилетия, но чем новее история, тем больше ускоряются все глобальные процессы, общество легче адаптируется и временные рамки эволюционного процесса сокращаются.
Важно понимать, что удалённую работу мы начали тестировать уже давно, а вот массово столкнулись с ней только сейчас, поэтому моё видение, что переход на новый формат работы и следующая фаза развития для офисных пространств - это вопрос ближайших 5-10 лет.
Погружаясь в события сегодняшнего дня и решая сиюминутные задачи большинство людей забывает посмотреть на ситуацию чуть шире и отрицает, что какое-либо изменение возможно. Дело в том, что с момента появления человека на земле то, как он работал и где, менялось как только общество массово внедряло ту или иную технологию.
Когда древние люди изобрели кирку и научились возделывать поля, они перешли от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, когда произошла индустриальная революция и ручной труд заменился машинным – люди пошли на фабрики, появился телефон и печатные машинки, сотрудники компаний пересели в административные здания. То, что происходит сейчас – это новый виток эволюции, связанный с массовым внедрением удалённой работы. Да, мы ждали, что подобный формат работы станет повсеместным лет через десять, но пандемия ускорила этот процесс.
За время изоляции многие поняли, что работать удалённо возможно и даже, в каких-то моментах, приятно. Руководители научились по-другому ставить задачи сотрудникам и доверять своим командам, сотрудники стали приобретать навыки самоорганизации и работы на результат, а не отсиживать часы в офисе.
Что представлял из себя офис до пандемии?
Офис до пандемии во многом играл регулирующую функцию - помогал контролировать работу сотрудников и управлять коллективом.
В офисах больших корпораций мы наблюдали следующую картину:
- большая часть площадей занята рабочими кабинетами или рабочими столами (в зависимости от планировок);
- у каждого сотрудника компании было своё закреплённое рабочее место;
- переговорные комнаты, в большей степени, предусматривались для групп из 6 и более человек;
- сотрудники были обязаны соблюдать 8-ми часовой рабочий график и приходить на работу в офис;
- стандартизация решений – один тип столов и стульев для всех сотрудников, один тип планировочных решений для всех этажей (исключая зоны топ-менеджмента) и т.д.;
- наиболее прогрессивные компании, как правило из IT-отрасли, внедряли нестандартные решения для отдыха и социализации сотрудников, с целью мотивировать людей находится в рабочем пространстве как можно большее количество времени.
Как эволюционирует офис?
Должна сразу сказать, я считаю, что нас ждёт две фазы трансформации рабочих пространств: фаза безопасного офиса и фаза социального офиса.
В фазу безопасного офиса мы вступаем уже сейчас, постепенно возвращая людей в рабочие пространства.
Продолжительность фазы - до момента изобретения доступной всем вакцины или пока не переболеет подавляющая часть населения. В среднем такая ситуация может продлиться до 2-х лет.
Что в себя включает фаза безопасного офиса?
- Фокус на физическую дистанцию между людьми;
- дезинфекция помещений;
- соблюдение правил гигиены;
- локальное переоборудование рабочих пространств с использованием технических и технологических решений для дезинфекции офиса и защиты сотрудников от возможного заражения;
- локальное изменение планировочных решений и рассадки в офисе;
- уменьшение плотности населения на рабочих этажах (если раньше, норма площади на одного сотрудника в офисе была 6 кв.м. на человека в рабочей зоне, то сейчас эта цифра стремится к 10 кв.м. на чел-ка);
- посменный график работы;
- перевод части сотрудников на постоянную удалённую работу;
- сокращение затрат на офисную недвижимость и содержание штата сотрудников.
Что такое фаза “социального офиса”?
Фаза “социального офиса” - это и есть следующий эволюционный виток для рабочих пространств.
Никто ещё не придумал более мощного инструмента коммуникации, чем живое общение, человек до сих пор считывает большую часть информации невербально. Для создания и укрепления корпоративной культуры (или командного духа), людям необходимо физическое пространство, в котором они могут взаимодействовать с членами своей команды. Поэтому в полный виртуальный мир офис перейти не сможет, но трансформироваться ему придётся.
Главная трансформация должна произойти в самом обществе - сотрудникам важно научиться максимально вовлекаться в деятельность компании и отвечать на результат, а руководителям - доверять своим командам. Таким образом, физическое пространство для контроля за работой больше будет не актуально, а главной ролью офиса станет объединение людей и создание комфортной среды для общения.
Что из себя представляет социальный офис?
- Использование планировочных решений, близких к концепции Mobility Based Working (выбор сценария работы, в зависимости от типа мобильности сотрудников в каждом департаменте компании);
- минимизация закреплённых рабочих мест и стандартизации решений;
- большое количество зон для командной работы, для общения в группах до 4-х человек и разноплановые форматы переговорных;
- комнаты для видеоконференций, телефонные будки;
- выделенные зоны для концентрированной работы;
- активное использование коворкингов или внедрение коворкинг-зон в офисы компаний;
- возвращение "домашних офисов" и помощь в их обустройстве от компаний-работодателей.
- Гибкий график работы сотрудников - люди сами выбирают, где им в данный момент эффективнее осуществлять рабочую деятельность - из дома, коворкинга или офиса;
- Использование офиса как физического воплощения ценностей бренда и трансляции их клиентам и потребителям услуг компании.
Для большинства компаний эта фаза начнётся после преодоления финансового кризиса, в который всех вогнала пандемия, и когда компании будут готовы вкладывать бюджеты в полную перепланировку офисов. Главное - понимать, что так или иначе мы движемся в этом направлении и планировать все изменения своей рабочей среды на перспективу.
Мне много ещё есть что сказать на эту тему, поэтому буду рада ответить на любые ваши вопросы.
Больше информации о том как трансформировать свой офис или чего ждать от рабочих пространств после пандемии, вы можете найти на сайте design-strategy.ru