Жадность фраера сгубила: как сэкономить бюджет на digital так, чтобы не провалить проект

А напишите мне статью за 200 рублей! А сайт сделайте за 10 000! И рекламу на него запустите за пятерку! Да не вопрос, можно найти таких digital-специалистов — только результат будет соответствующий. Рассказываем, как экономить правильно — чтобы и себе денежку сберечь, и проект не угробить.

Жадность фраера сгубила: как сэкономить бюджет на digital так, чтобы не провалить проект

Привет! Я Анна, менеджер проекта Workspace и координатор премии Workspace Digital Awards. Неопытному заказчику digital-услуг часто непонятно: почему у агентства интернет-магазин стоит полмиллиона, а у биржевого фрилансера — в 10 раз дешевле.

В целях экономии клиент может обратиться к специалисту с низкими ценами. Клиент может даже перестраховаться и заказать сайт не за 50, а за 100 или 150 тысяч. Но что толку, если эти цены все равно гораздо ниже рыночных и они невыгодны для хороших специалистов?

Дезориентация в ценах на профессиональные услуги и отсутствие видимых причин заплатить больше приводит к некачественной работе подрядчика и провалу проекта. В худшем случае заказчик не получает вообще ничего, теряя время и деньги.

Расскажем сегодня, когда экономия только вредит, как изначально оценить рыночную стоимость работ над проектом и как реально можно сэкономить, не рискуя качеством.

Чем грозит необдуманная экономия бюджета у проекта

1. Исполнитель сдаст проект, но больше не будет с вами работать

Такое случается, когда заказчик «отжимает» исполнителя: сильно и агрессивно сбивает цену за работу на этапе переговоров. Из-за давления уступчивый специалист может согласиться, но в следующие разы он может отказаться от работы даже за нормальный гонорар.

Качество исполнения проекта тоже будет не на том уровне, что могло бы быть при достойной оплате.

В итоге заказчик экономит средства, но теряет в качестве, а еще теряет время на поиск новых исполнителей и их брифинг. В долгосрочной перспективе вреда от такой экономии точно больше, чем пользы.

<p>Демотивированный специалист не сможет показать отличный результат</p>

Демотивированный специалист не сможет показать отличный результат

2. У специалиста нет достаточного опыта, чтобы оценить стоимость проекта

Неопытные фрилансеры могут браться за невыгодные заказы или самостоятельно демпинговать, потому что они не умеют оценивать трудозатраты. Особенно сильно это искажение работает в проектах, где гонорары кажутся большими.

Пример: молодой специалист взял заказ на разработку сайта за 30 тысяч — вроде хороший гонорар и все вроде бы просто. Но исполнитель еще не догадывается, что переговоры, рутинная работа и неучтенные сложности заберут у него 150 часов рабочего времени. Получится, что стоимость часа работы над проектом — всего лишь 200 рублей. Такие же деньги можно получить на работе, которая не требует изучения специальных навыков.

150 часов — это месяц и неделя работы в адекватном темпе. Можете представить, сколько исполнитель заработает за месяц.

Когда такой исполнитель сталкивается с реальностью, начинаются проблемы. В лучшем случае он берет ответственность на себя и, скрипя зубами, выполняет проект. В худшем случае он бросает проект недоделанным, отняв много времени у заказчика. А может и денег.

<p>Не забывайте, что у специалиста скорее всего в работе не только ваш проект</p>

Не забывайте, что у специалиста скорее всего в работе не только ваш проект

Если вы в поисках опытного исполнителя, изучите рейтинг digital-специалистов на Workspace. В него входят как самостоятельные специалисты, так и представители агентств. Всего существует более 120 рейтинговых списков из разных направлений digital: дизайна, маркетинга и разработки. Верхние места списков занимают высококлассные специалисты, с большим количеством кейсов и победами в престижных digital-премиях.

3. Специалист может оказаться мошенником, которому даже небольшой гонорар будет выгоден

В любой сфере digital можно обмануть: украсть посты, нагнать подписчиков, закупить псевдолидов, украсть чужую айдентику с Behance или выгрузить чужой сайт и продать его под видом своей разработки. Если исполнителю плевать на репутацию и с ним не заключали договор, он может вообще исчезнуть с гонораром.

Если исполнитель просит немного денег за работу и не мотивирует это адекватными причинами — это подозрительно.

Какие причины низких цен на услуги будут адекватными:

  • Специалист молодой и пока работает на портфолио — потом он поднимет цены.
  • У исполнителя есть готовые наработки, которые помогут закрыть работу быстрее. Например, у SEO-специалиста может быть готовое семантическое ядро, потому что он уже работал со схожим бизнесом. У таргетолога могут быть готовые рабочие связки, которые он выявил в работе над схожим проектом. Разработчики тоже могут переиспользовать код из других проектов. Но об этом гораздо чаще молчат, нежели делают скидки. Опытные специалисты понимают, что заказчик платит не за труды, а за эффективность результата.

Как изначально оценить стоимость проекта, чтобы не продешевить

Точность расчета стоимости проекта будет зависеть от сложности и объема работ. Бюджет на небольшой проект, такой как ведение соцсети, легко рассчитать точно. В случае с масштабными проектами итоговая стоимость работ может отличаться в два раза от предварительного расчета.

Кто оценивает бюджет? Однозначно исполнитель — у заказчика на это просто не хватит экспертизы, а исполнитель знает все тонкости и подводные камни. Например, даже две отдельные статьи могут сильно отличаться в трудозатратах из-за формата материала, сложности темы, доступности экспертизы и прочего.

Лучшее, что может сделать заказчик — обратиться к нескольким подрядчикам, рассказать им о своей задаче и узнать у них стоимость работ. Чтобы точно сверить цены от разных подрядчиков, у заказчика уже должно быть готовое техническое задание или хотя бы четкое понимание проекта.

Если речь идет о разработке мобильного сайта или приложения, то заказчик не сможет самостоятельно даже составить ТЗ. Поэтому придется сначала обратиться к одному из исполнителей за составлением ТЗ, а уже потом с этим ТЗ пойти к разным подрядчикам, чтобы узнать их стоимость работ. Как правило, цена подробного ТЗ на разработку — 10-15 % от общей стоимости разработки.

Важно: если зрить в корень, цена работы над проектом исчисляется в стоимости рабочих часов. Даже если специалисты не считают трудочасы и не знают стоимость своего рабочего часа, они оценивают задачи интуитивно, руководствуясь тем же подсчетом ресурсозатрат.

Для более точного сравнения стоимости работ у разных подрядчиков рекомендуем запрашивать не только цену, но и смету с оценкой временных затрат, а также стоимостью рабочего часа. Так вы сможете более точно сравнить разных подрядчиков, но дополнительно учитывайте профессионализм каждого из них, ведь главное — результат.

Есть еще один быстрый способ узнать стоимость работы над проектом — воспользоваться калькулятором стоимости digital-работ на Workspace. Также на нашем сайте есть инструмент «Сколько стоила разработка этого сайта?» — введите в него доменное имя интересующего сайта, вам высветится цена.

А портрет агентства, вызывающего доверие, мы составили в этой статье:

Что делать, если бюджета не хватает на названную стоимость работ?

Расскажем, как правильно сэкономить бюджет проекта - урезать функциональность или объем работ.

В Бюро Горбунова такой способ экономии называется «флекс». «Флексить проект» — это значит упростить его, урезать функционал, но оставить нетронутыми бюджет, сроки и качество. В случае с ограниченным бюджетом это лучший способ экономии.

Вспомните себя: вас ведь раздражают «глючные» приложения, медленные сайты и прочее в таком духе? Речь идет не только о разработке: например, какой смысл в информационных статьях блога, если они состоят из поверхностной, очевидной информации? Какой смысл в запуске контекстной рекламы, если трафик-менеджер не сегментировал ЦА и не создал достаточно рекламных креативов для тестирования гипотез?

Просадка в качестве может сделать любой проект нерентабельным и бессмысленным — тогда выгоднее не делать ничего.

Поэтому существует такое понятие, как MVP (Minimal Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт.

Так называют продукты, которые ограничены в функционале по сравнению с изначальным концептом, но выполняют основные задуманные задачи. Например, онлайн-витрина без возможности оплатить товар на сайте вместо интернет-магазина. Или 5 качественных статей в блоге вместо 15 посредственных — это уже нельзя назвать MVP, но принцип тот же.

Между прочим, в начале первой части фильма «Железный Человек» Тони Старк сделал MVP своего костюма. Все что происходило в следующих частях — итерации минимально жизнеспособного продукта.

Жадность фраера сгубила: как сэкономить бюджет на digital так, чтобы не провалить проект

Если на изначальный замысел не хватает бюджета, спросите у исполнителя: чем можно пожертвовать. Специалист знает лучше, где можно сэкономить без сильной потери эффективности.

А как вы решали проблему экономии? Делитесь своими историями в комментариях!

59
89 комментариев