Продюсер продакшена vs агентский продюсер
Зачем на рекламных проектах так много продюсеров? Разбираемся с Денисом Леваковым, Partner & Head of Digital Lab Commercials.
Так зачем? Особенно если в продакшен-цепочке присутствует агентство и, соответственно, агентский продюсер. На первый взгляд может показаться, что продюсер со стороны агентства и продюсер со стороны продакшена – одна и та же роль, на которой зачем-то сразу два человека, которые просто дублируют друг друга.
На самом деле это не так. И тот, и другой называются продюсерами, однако они выполняют совершенно разные функции. Давайте разберемся на примере процесса создания видеоролика:
- Что это за роли, в чем они похожи, в чем различия
- На каких этапах пайплайна подключается каждый из этих специалистов
- За что они отвечают и как делят между собой ответственность
Кто есть кто
Продюсер (неважно, на какой стороне) – это человек, который отвечает за то, чтобы проекты в его сфере закрывались и достигали нужного результата. Если смотреть на процесс производства видеороликов – это человек, который отвечает за то, чтобы ролик был сделан, и курирует весь процесс его создания, от идеи до постпродакшена. Это огромный объём разноплановых задач и ответственности. И это, кстати, первая и основная из причин, почему продюсеров может быть несколько даже в рамках одного проекта.
Агентский продюсер – это человек, который отвечает за видеоролик целиком, от идеи до готового результата. У него редко бывает только один видеоролик или подобный проект одновременно. Как правило, он курирует сразу несколько. Его глобальная задача – сделать так, чтобы производство всего продакшена в агентстве шло по плану.
Продюсер продакшена – это человек, который обычно отвечает непосредственно за «съемочную» часть процесса и постпродакшен. Его задача – получив бриф и деньги, передать агентскому продюсеру готовый видеоролик. Конечно, это не касается случаев, когда на проекте нет агентства. Тогда продюсер продакшена будет отвечать и за креатив.
На каких этапах подключаются продюсеры
- Креатив
Здесь обычно участвует только агентский продюсер*
Агентский продюсер начинает работать намного раньше продюсера в продакшене. Ведь когда внутри агентства только запекаются идеи для роликов, креативу необходима помощь, чтобы оценить мэтч идеи и возможностей клиента.
По-простому говоря, одна из задач агентского продюсера на этом этапе – сделать так, чтобы клиентских денег хватило на креатив. Он отвечает за то, чтобы прикинуть примерный производственный бюджет, тайминг, подобрать пул потенциальных продакшен-компаний, способных реализовать написанный креатив, а также запустить режиссерский тендер.
* Бывает и так, что агентский продюсер не работает на этом этапе – иногда на проекте попросту нет агентства. Тогда, как мы и написали выше, креатив тоже ложится в зону ответственности продюсера продакшена.
- Режиссерский тендер
Это этап, на котором агентский продюсер подключает продюсера продакшена.
Продюсер продакшен-компании чаще всего подключается на этапе режиссерского тендера. Именно тогда по сложившийся традиции (чтоб ее) в пятницу вечером он обнаруживает на своей почте приглашение в тендер.
И да начнется битва за режиссеров! Продюсер продакшена формирует шорт-лист, связывается с режиссерами, оценивает тритменты – документы, где описано видение реализации проекта. Агентский продюсер здесь подключается уже в формате контролера, а не организатора. Его задача – убедиться, что продюсер продакшена качественно подхватил работу, и позволить тому самостоятельно управлять действиями режиссера и творческой группы.
- Препродакшен, съемка, постпродакшен
Продюсер продакшена рулит процессом производства, агентский продюсер контролирует, держит связь между всей командой и подключается при необходимости.
Поиск и подбор творческой группы, подсчет сметы, составление финального тайминга проекта и собственно весь процесс производства ролика, как и постпродакшен – все это находится в юрисдикции продюсера из продакшена.
Таким образом, чаще всего агентский продюсер коммуницирует только с продюсером проекта, не погружаясь глубоко в процесс подготовки к съемкам и в последующий постпродакшен. Его задача – контролировать процесс и держать руку на пульсе продакшен-компании. По-прежнему именно агентский продюсер отвечает перед своей компанией за то, чтобы все материалы были в срок отправлены всем, кто принимает решение на проекте.
За что отвечают продюсеры
Агентский продюсер. Налаживание правильной коммуникации между креативом, аккаунтом и клиентом – киллер-фича хорошего агентского продюсера. Он словно переводчик с языка продакшена на клиентский. Хороший агентский продюсер – как цирковой артист, идущий по натянутому над ареной канату. Его задача – сохранять баланс, чтобы все на проекте были счастливы.
Продюсер продакшена. Такой же баланс, но между хотелками творцов, возможностями бюджета и желаниями клиента с креативом, должен соблюдать продюсер со стороны продакшена. Довольный клиент, хорошая рентабельность и счастливый креатив с режиссером – вот KPI продюсера со стороны продакшн компании.
Подытожим
Итого, что мы имеем? Продюсер продакшен-компании и агентский продюсер – разные роли, но одна команда. На плечах каждого лежат совершенно разные задачи, которые надо быстро и эффективно решать. По своей сути это разные профессии в одной сфере, которые принято объединять одним красивым словом – «продюсер».