Берлин: стартапы и digital-образование
Берлин — это плавильный котел культур и центр венчурного капитала. Благодаря мощной сети экспертов и предпринимателей столица Германии составляет сильную конкуренцию другим международным стартап-городкам. Неслучайно этот город называют европейской Кремниевой долиной.
Там ежегодно основывается около 40 000 новых компаний. Здоровая предпринимательская культура, технологические конференции, конкурсы стартапов, инкубаторы и инвесторы привлекают талантливых основателей со всего мира из года в год. В отличие от, например, Лондона город стал магнитом для талантливых людей из Восточной Европы. Не мешает BREXIT, а географическое положение довольно выгодное.
Данную статью подготовила команда кураторов Univibes, которая уже не первый год отправляет сотни студентов учиться в Европу, Америку и Азию. Цель студентов — за 1-2 года получить местное востребованное образование, найти работу и закрепиться в стране через рабочую визу.
Почему так получилось
Зарплаты и уровень жизни
Германия после войны постоянно развивается. Её экономические успехи — явление не последних лет, а долгая история. В стране живут огромные деньги. Немецкие фирмы могут платить разработчикам много, а хоть жизнь в Берлине дорогая, зарплаты в digital-сфере все равно делают профессию выгодной, а переезд логичным.
Поддержка от вузов
«Стартаповедения» в немецких вузах пока не преподают. Хотя были предложения: ученый из Университета Дуйсбурга-Эссена Тобиас Кольман говорил о необходимости сделать обязательным предмет «Основание стартапа» хотя бы на экономических факультетах. «Если мы хотим улучшить ситуацию со стартапами, то начинать надо с вузов», — отмечал профессор цифровой экономики.
Пока отдельные программы, нацеленные на популяризацию предпринимательства и поддержку студентов и выпускников в этой сфере, в немецких университетах — редкое явление. Но есть вузы-трендсеттеры. Не сказать, что Берлин лидирует по количеству выпускников-стартаперов, он уступает Мюнхену и Карлсруэ.
Так в Мюнхенском техническом университете уже давно работает специализированный центр UnternehmerTUM, в котором студентам, вынашивающим бизнес-идеи, дают консультации, помогают наладить деловые связи и даже предоставляют стартовый капитал.
В Технологическом институте Карлсруэ для развития инноваций существуют объединения KIT-Business-Club и KIT Campus Transfer. Здесь также есть бизнес-инкубатор и краудфандинговая платформа KITcrowd. Так в стенах вуза можно пройти весь путь: от идеи стартапа до его осуществления. В Кельнском университете в 2019 году основали центр поддержки предпринимательства ESC Gateway.
Но большинство выпускников, так или иначе перебираются в столицу: реализовывать или масштабировать бизнес, запущенный в другом регионе.
Репутация
У Берлина она своеобразная. Богема, техно, рейвы, ночная жизнь. Но за последние десятилетия возникла развитая digital-инфраструктура. Там есть сотрудники, инвесторы и все возможности для бизнеса. Логично, что люди идут на готовое. Но и пространство для экспериментов остаётся: много лет сюда приезжали те, кто хотел творчества и свободы. Сеть коворкингов (есть даже цифровая карта!), постоянные митапы и воркшопы — при появлении инфраструктуры атмосфера креативных идей не исчезла.
Открытость общества
Интегрироваться в общество относительно легко. В Берлине можно обойтись без немецкого. В Берлин каждый год приезжают тысячи иностранцев — к ним все привыкли, отношение местных нейтральное. Кроме того, много сообществ и диаспор. Оказаться совсем одиноким в чужой стране не получится, есть огромное количество вариантов найти социальные связи: от иммигрантских форумов в интернете до тусовок. Это сильно облегчает процесс адаптации.
Как там оказаться
Такое количество стартапов и крупных компаний породило большой спрос на digital-специалистов. Острая нехватка маркетологов, аналитиков и других специалистов приводит к тому, что студенты еще не окончившие вуз — получают работу. Чтобы понимать, как устроен немецкий подход к работе, реализации задач — необходимо поучиться в немецком университете. Это поможет наладить нетворкинг, понять немецкую культуру и подход к делу. Также окончание 1-2 летних программ дает право на получение визы на поиск работы.
Обучение в государственных вузах будет стоить от €600 в год, в частных — от €6000. Нужно знать английский или немецкий на уровне B2. В Германии для поступления в вуз на бакалавриат требуется 12 лет образования. Поэтому перед поступлением необходимо отучиться в Studienkolleg — это специальные подготовительные курсы для иностранных абитуриентов при университетах. Другой вариант — год в российском вузе. После бакалавриата в Германии, который длится всего 3 года, можно успешно устроиться на работу, не обязательно заканчивать магистратуру. По опыту абитуриентов Univibes: бакалавриат выбирают молодые специалисты из России, которые хотят сильно сменить свой профиль образования. Например, у них есть диплом экономиста российского вуза, но хочется в Германии учить психологию. Тогда они поступают на бакалавриат, и в этом нет никакой проблемы: подрабатывать можно, виза на поиск работы по окончанию вуза также выдается.
С магистратутурой все проще: на базе диплома специалитета, бакалавриата или магистратуры в России можно выбрать подходящую программу. Они длятся от года до двух лет, во время обучения можно подрабатывать официально до 20-ти часов в неделю, выбирать предметы для своего учебного плана, а последний семестр писать научную работу, не посещая лекции.
Расскажем о нескольких учебных программах, на которые ещё можно подать документы, чтобы начать учиться в октябре 2022 года.
Компьютерные науки и цифровые технологии (Berlin School of Business and Innovation — BSBI)
Трёхлетний курс бакалавриата «Компьютерные науки и цифровые технологии» — это инновационная программа подготовки лидеров бизнеса. Студенты будут развивать основные навыки, необходимые для дальнейшего развития своих академических и теоретических знаний в области информационных технологий.
Учебный план делает упор на информатику, изучение которой поддерживается профессиональными инструментами, применением передовых методов моделирования. Студенты сталкиваются с различными задачами, которые потом помогут на практике в принятия обоснованных проектных решений в области IT. Это нужно для цифровой поддержки продуктов и услуг, появляющихся в индустрии.
Получив знания от передовых ученых и опытных профессионалов отрасли, можно приобрести практические навыки, выходящие за рамки классной комнаты, посредством общения и стажировок.
Требования к абитуриенту: 12 лет образования, знание английского языка на уровне В2.
Стоимость: €4500 за семестр, вступительный взнос — €500
Цифровой бизнес и менеджмент (Berlin International University of Applied Sciences)
Для успешного управления бизнесом в цифровую эпоху необходимы два навыка: знание данных и бизнес-аналитики в сочетании с менеджментом. Это Берлинский международный университет прикладных наук предлагает в программе бакалавриата в области цифрового бизнеса и менеджмента. Трехлетняя программа объединяет человеческий и искусственный интеллект: учит использовать данные в реальных задачах, связанных с взаимодействием с людьми.
Первый год дает широкую базу в области управления и цифрового бизнеса. На втором году обучения начинаются специальные курсы: платформенный бизнес, а также машинное обучение и программирование. На третий год у студента есть возможность расширить свой кругозор во время стажировки и потенциально найти работу. Кроме того, предполагается работа над бакалаврской диссертацией, которая позволит сосредоточиться на выбранной теме.
Помимо специализации на цифровом бизнесе, предлагается прочная база: международный бизнес, экономика, финансы, предпринимательство и тимбилдинг. В рамках программы проводятся бизнес-симуляции и встречи с представителями ведущих транснациональных корпораций и стартапов. Междисциплинарные проекты позволяют сотрудничать с однокурсниками из разных стран.
Требования к абитуриенту: 12 лет образования, знание английского языка на уровне В2.
Стоимость: €3 690 за семестр
Разработка/Цифровые продукты (Berlin University of Applied Sciences)
В течение 7 семестров студенты будут концептуализировать, проектировать и разрабатывать реальные цифровые продукты и услуги. В учебный план входят дизайн взаимодействия, UX-дизайн, разработка удобства использования, языки сценариев, бизнес-информатика и социальные сети, а также программирование оборудования, коммуникационная стратегия и гибкое управление проектами. Благодаря этим знаниям и навыкам, можно разрабатывать онлайн-платформы, виртуальные пространства и игры.
Основное внимание уделяется разработке проектов, которые помогут крупным компаниями, университетам или стартапам в развитии общества.
Студенты учатся координировать реальные проекты, работать в командах с экспертами по контенту, дизайнерами и экспертами по маркетингу, консультировать клиентов, разрабатывать концепции и технически воплощать их. Во время учебы они работают над заданиями для клиентов со всего мира — идеальная подготовка к началу профессиональной карьеры.
По окончании обучения студенту открываются такие карьерные возможности:
- Эксперт по UI / UX-дизайну
- Фулстек-разработчик
- Фронтенд-дизайнер
- Эксперт по дизайн-мышлению
- Веб-разработчик
- Программист
- Контент-менеджер
- Менеджер проекта в цифровом формате
- Разработчик игр / гейм-дизайнер
- Эксперт по e-learning
Требования к абитуриенту: 12 лет образования, знание английского языка на уровне В2.
Стоимость: €4500 за семестр, вступительный взнос — €500
Выше мы привели примеры программ бакалавриата, про программы магистратуры в Германии и других странах Европы мы уже рассказывали тут.
Есть вопросы по поступлению за рубежом? Задавайте их в комментариях, мы ответим. И подписывайтесь на наш инстаграм, там много полезной информации.
Класс! Спасибо за статью!
Спасибо!
Только вопрос: почему осветили программы только частных университетов? На мой взгляд, государственные вузы также имеют огромные преимущества для студентов из России и могут похвастаться интересными программами. Думаю, что ценность статьи была бы сильно выше, если бы авторы осветили и эту часть истории.