Информационная система: стоимость владения софта

Как посчитать стоимость владения софта
Как посчитать стоимость владения софта

Сколько стоит обслуживание вашего корпоративного сайта, чат-бота и всей инфраструктуры на самом деле?

Информационной системой мы называем любой программный продукт, который обрабатывает какие-то данные. Интернет-магазин, корпоративный сайт, CRM-система, чат-бот и так далее. Программные решения могут находится «внутри» на серверах компании или «в облаке» на внешних площадках.

Бизнесу при выборе программного продукта нужно не только оценивать стоимость покупки, но и последующую стоимость обслуживания. Это как с покупкой автомобиля: есть цена покупки, но и последующие затраты — транспортный налог, страховка, регулярное техническое обслуживание, стоимость топлива.

Какие посчитать?

Стоимость владения ТСО (Total cost of ownership) — расходы, которые возникают к компании из-за владения программным продуктом.

TCO = Стоимость приобретения + (Эксплуатационные расходы × Время)

Стоимость приобретения для SaaS (например, для CRM-системе) — стоимость аренды решения. При индивидуальной разработке CRM — стоимость разработки и внедрения.

Эксплуатационные расходы (или стоимость обслуживания) — все затраты на обслуживание.

  • стоимость продления лицензий
  • стоимость обновлений
  • стоимость поддержки
  • стоимость инфраструктуры (например, хостинга)
  • стоимость резервного копирования
  • стоимость техподдержки
  • стоимость багфикса
  • стоимость на персонал (обучение, обслуживание)
Небольшой бизнес обычно смотрит только на первоначальную стоимость покупки. Средний и крупный бизнес обращает внимание на нюансы программных решений и подходит к выбору тщательнее: не все программные решения качественны. Тем, кому нужны решения «в долгую» рекомендую во-первых оценивать стоимость владения на периоде не менее трёх лет, а во-вторых считать ещё стоимость отказа от программного продукта. Нужно понимать, что произойдёт, если решение устареет, сломается или потребует развития. Сколько будет стоить переход на другое решение.
Анна Крампец, CEO Online-Media
Начать дискуссию