Менеджер паролей для цифровых активов

"Когда учетные записи моей жены были взломаны и мы потеряли 800 долларов в результате ограбления в интернете, стало очевидно, что нам нужно более серьезно относиться к нашей онлайн-безопасности" — таких историй от частных пользователей валом лежит на форумах и на сайтах-ревьюшниках.
А что с безопасностью данных у малого и среднего бизнеса?

Цифровые активы бизнеса

Да, мы знаем, что есть уже "цифровые финансовые активы", но мы не про них.

Все эти «админки», «учетки», аккаунты в соцсетях и так далее — цифровые активы бизнеса. Некоторые из них являются частью вашей интеллектуальной собственности и имеют денежную стоимость — например, сайт или мобильное приложение.

Попробуйте провести ревизию:

Менеджер паролей для цифровых активов

Домены, логотип, лицензии на цифровые продукты, криптовалюты, подтвержденные ключом, учетные записи, ответы на контрольные вопросы, электронные книги, патенты, конфигурации программного обеспечения, сертификаты, видео с обучения, устройства, авторизованные к корпоративным аккаунтам и т.п.

Как насчет общих рабочих мест? Например, в медучреждениях врачи часто делят между собой один кабинет, общий компьютер, или планшет. Где хранятся данные об учетных записях?

Сколько на самом деле доступов у бизнеса?

Мы более 10 лет ведем все проекты во внутренней системе постановке задач и учета времени. И у нас была типовая процедура: наши клиенты передавали данные для хостинга, по доменам и прочие доступы, необходимые для работы. Для того, чтобы доступы по проекту были в одном месте мы написали небольшой модуль для учета доступов.

За 10 лет накопилась приличная статистика и мы видим, что на 1 компанию приходится, в среднем от 11 до 35 аккаунтов. Например, у нас сейчас 58.

Менеджер паролей для цифровых активов

Вот что говорят, пользователи 1password (данные trustpilot.com):

Менеджер паролей для цифровых активов

- у меня более 500 разных паролей;

- с логинами для бизнеса и клиентов я вижу около 1800 паролей и документов;

- я храню более 620 записей различных паролей, PIN-кодов, карт и номеров

Как правило, в небольших компаниях (а это любой малый и средний бизнес) нет IT-отдела или инженера по IT-безопасности. Если и есть приходящий системный администратор, то он может и не знать, чем сотрудники разных отделов пользуются.

Как хранят доступы

Обычно доступы хранят на листочках, в файлах на сервере или рабочем компьютере. Бывает, что нам дают ссылки на гугл-доки с правами "на чтение" или присылают в телеграм.

Менеджер паролей для цифровых активов

Исследование Серчинформ от 2018 г. сообщает — в 74% инцидентов, связанных с потерей данных, виноваты рядовые сотрудники. Это — руководители, бухгалтера, секретари, IT-специалисты. Они когда случайно, а когда и намеренно сливают корпоративные данные. К корпоративным данным, помимо сотрудников есть еще и подрядчики, фрилансеры.

Часто наши клиенты теряют доступы к соцсетям, YouTube, доменам, хостингу. Последняя история — почти месяц нам пришлось переписываться с хостером от имени клиента для того, чтобы восстановить доступ к хостингу. Все это время сайт невозможно было обновить, а без этого обновления нельзя было запускать рекламные кампании.

По данным <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.statista.com%2Fstatistics%2F1298495%2Ffrequently-seen-passwords-in-iot-devices%2F&postId=683709" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Statista</a> пароль admin самый популярный в мире у устройств Интернета вещей (IoT).
По данным Statista пароль admin самый популярный в мире у устройств Интернета вещей (IoT).

Что есть для работы?

Как бы пафосно это не звучало, но первая линия обороны для бизнеса от потери данных — системы управления доступами.

Есть проверенные западные решения, но с использованием и их оплатой на территории РФ есть проблемы. Есть несколько российских решений.

Для командной работы:

Менеджер паролей для цифровых активов

Яндекс.Локбокс — этим просто так не воспользуешься. Решение ориентировано на микросервисную масштабируемую инфраструктуру, где надо хранить десяток максимум (БД, файловые хранилища). Стоимость 1 доступа — 18 рублей.

Пассворк — ориентирован на корпоративный сектор. Стоимость облачного использования — 50 р. за 1 пользователя, "коробка" на 10 пользователей стоит от 24,000 р в год.

Kaspersky Password Manager — отдельно предлагается для личного использования за 900 р./год за 1 учетную запись. Входит в комплексные тарифы для малого (от 8,640 р/год на 5 пользователей), среднего, крупного бизнеса.

Менеджер паролей TeamDo — это наше решение под малый и средний бизнес. Есть вариант в облаке, облако с шифрованием, в коробке. Стоимость в облаке на 30 пользователей и 1000 доступов — 1450 р. в месяц.

В этой статье мы не будем проводить сравнительные характеристики продуктов, во-первых обзоров много, в во-вторых считаем, что выбор решения — дело индивидуальное и сильно зависит от общей технологической культуры компании, наличия/отсутствия специалистов, ресурсов и планов на будущее.

Для начала нужны общие правила внутри компании:

Шаг 1. Проведите инвентаризацию

Менеджер паролей для цифровых активов

Соберите список всех ресурсов, которыми пользуются ваши сотрудники, пароли для входа в «учетки», «админки», аккаунты и т.д.

Шаг 2. Рационализируйте цифровой актив

Выясните, каково назначение всех собранных ресурсов; что из них используется редко или не используется вообще. Определите, что наиболее важно для компании. Какие есть риски для тех или иных ресурсов — ограничения для пользователей, возможность блокировки и т.д.

Менеджер паролей для цифровых активов

Все ресурсы оцените по критериям: надежность, польза, безопасность и незаменимость. Так вы определите самые ценные. Возможно, вы поймете, что какие-то цифровые активы вам и не нужны.

Шаг 3. Составьте реестр доступов

Соберите все доступы в одном месте. Подумайте, как сделать так, чтоб этот реестр был защищен, чтоб никто не смог его отредактировать без вашего ведома, случайно удалить информацию.

Менеджер паролей для цифровых активов

Например, доступы могут быть у тех, кому это действительно необходимо: у маркетолога — к соцсетям, у бухгалтерии — к личным кабинетам банка и налоговой и т.д. У собственника должны быть доступы ко всем ресурсам.

Потом уже можно установить менеджер паролей. С ним все будет на виду: кто к чему имеет доступ, кто что отредактировал. А главное — ни один пароль или логин не потеряются.

Мы сделали структуру похожую на структуру организации: есть роли (должности/совмещение должностей), пользователи и группы (департаменты/отделы).

Менеджер паролей Тимду: роли, пользователи, группы
Менеджер паролей Тимду: роли, пользователи, группы

Добавлять в менеджер паролей можно как своих сотрудников, так и фрилансеров, работающих на аутсорсе, или заказчиков. После окончания проекта этих пользователей можно просто удалить из приложения, а пароли, которыми они пользовались, поменять.

Менеджер паролей для цифровых активов

Шаг 4. Внедрите политику безопасности

Пропишите для сотрудников свод правил: какие активы ваша компания использует, кто имеет доступ к тем или иным активам, кто может ими управлять.

Резюме следующее: цифровые активы — вопрос не только безопасности, но и репутации. Поэтому мы очень советуем в ближайшее время провести их инвентаризацию, с менеджером паролей или без.

1
Начать дискуссию