Как работать с маркетплейсами. Пошаговая инструкция
Как компании выйти на маркетплейс, с какой площадкой сотрудничать, где искать информацию о конкурентах и почему завтра уже может быть поздно? Рассказывают действующие предприниматели, резиденты бизнес-клуба «Атланты».
Доля продаж на маркетплейсах в компании Вячеслава Фомичёва по производству и продаже одежды для беременных «I LOVE MUM», составляет 60%. Ряд компаний строят бизнес исключительно на продажах на маркетплейсах. Почему вы до сих пор не там?
Вячеслав рассказывает пошаговый план, с чего начать и куда двигаться, чтобы продавать больше и эффективнее.
Что нужно для успешных продаж на маркетплейсах
· уникальный или конкурентный продукт;
· знание технологии продаж на маркетплейсах;
· налаженный маркетинг.
Если напротив всех трёх пунктов стоит плюс, для старта потребуется от миллиона рублей до бесконечности, зависит от амбиций.
Какие маркетплейсы стоит рассматривать
Тут зависит от того, что и кому вы собираетесь продавать.
Если мы говорим про международные продажи то это:
· Amazon.com – самый большой в мире маркетплейс, законодатель моды среди всех маркетплейсов, но чтобы на нём работать потребуется регистрировать юридическое лицо в США.
· Ebay.com – европейское AVITO, почти умирающее. Хотя у компании есть отдельный офис, который продавцами из России, площадка всё равно остаётся очень сложной для работы: кривой и неудобной.
· Tmall.ru – попытка Aliexpress зайти в Россию, но на данной момент очень слабая: покупателей нет, но есть офис и возможность размещать свои товары у соотечественников существует.
Если мы целимся на рынок Российской Федерации, то присмотреться стоит к следующим площадкам:
Wildberries.ru – самый крупный маркетплейс в стране с самой продуманной логистической структурой. Наверное, именно он даст большую часть продаж, но будьте готовы к жёсткой конкуренции;
OZON.RU – эти ребята ещё недавно еле дышали, но после IPO видно, что у них в планах побороться за рынок. Сейчас они вторые в стране, хотя намного слабее Wildberries.ru. Они более внимательно относятся к брендам и наличию сертификатов, имеют хорошую клиентскую службу;
GOODS.RU и Яндекс.Маркет – аутсайдеры, но упомянуть стоит. Первые специализируются на электронике, вторые хорошо работают, если у вас есть собственный интернет-магазин.
Как подготовиться к выходу на маркетплейс
Для работы потребуется, во-первых, отдельный менеджер по работе с маркетплейсами. Это тот человек, который будет заниматься контролем продаж, считать остатки и продумывать ценообразование.
Во-вторых, не обойтись без маркетолога, отвечающего за контент, фото и видео, инфографику, SEO-продвижение, работу с негативными отзывами покупателей.
Если у компании небольшой объём SKU, и он относительно постоянный, в штате достаточно только менеджера, функцию маркетолога можно отдать или удаленному специалисту, или профильным компаниям на аутсорс.
В работе склада, если он есть, практически никаких перемен не нужно. Если собственной площадки нет, всегда можно обратиться к специализированным компаниям, которые занимаются хранением, маркировкой и транспортировкой товара.
С чего начать
1. Узнать технологии продвижения на маркетплейсах:
а. изучить материал, представленный самим маркетплейсом;
б. подключится к сообществам поставщиков в Telegram;
2. Подключится к сервисам, которые собирают статистику продаж на маркетплейсах. Сейчас хорошо работает парсинг только WB.RU и такой же сервис есть у Amazon.com. Это, пожалуй, самое важное для анализа рынка: цены, объёмы продаж, плотность конкурентов по продукту;
3. Заключить договор с маркетплейсом;
4. Настроить аналитику собственных продаж. Как правило, информация в личных кабинетах на маркетплейсах очень скудная и не позволяет нормально управлять товаром. В качестве альтернативы есть много сервисов, которые по API позволяют контролировать работу с маркетплейсам;
5. Очень важно перед первой поставкой создать правильный контент, покупатель любит красивую картинку, видео, инфографику, подробное описание товара;
6.Начинаем управлять продажами, запасами и ценообразованием.
Моему бизнесу по производству одежды 12 лет, у меня более 200 оптовых клиентов, мы продаем оптом в страны СНГ и Восточную Европу, у нас собственный интернет-магазин и сеть розничных точек. В последние два года отчётливо прослеживается тенденция перетекания розничных покупателей из оффлайн ритейла в онлайн и, конечно, ключевую роль в этом играют маркетплейсы.
Покупатель выигрывает, получая бесконечную полку с товарами в совокупности с удобным сервисом и быстрой доставкой. Будущее, безусловно, за маркетплейсами и, если ваш клиент – розничный покупатель, вполне возможно, что именно сейчас, если вы не работаете с маркетплейсом, вы теряете рынок, уступая его конкурентам.
Впрочем, далеко не всем везёт наладить продажи через маркетплейс. Многое зависит от категории товаров.
Мы занимаемся продажей умных спортивных устройств, в том числе электронных часов и навигаторов, по всей России. У нас есть как позитивный, так и негативный опыт работы с маркетплейсами.
Что касается негатива. Однажды при размещении карточки нашего товара менеджер маркетплейса допустил ошибку в описании. В результате клиент купил навигатор, технические характеристики которого отличались от заявленных. Разумеется, он захотел вернуть устройство, а маркетплейс в свою очередь выслал товар нам, ссылаясь на то, что в договоре есть пункт, который позволяет это делать без объяснения причин. Мы же не могли понять, почему должны принимать назад бывшее в употреблении устройство, которое не подошло клиенту по вине маркетплейса – ведь это их сотрудник дезинформировал покупателя.
Такая вот путаница, которая отбила желание сотрудничать. Мы поняли, что маркетплейс не несёт никакой солидарной ответственности, а просто гонит трафик.
Опять же для большинства дистрибьюторов те комиссии, которые назначают маркетплейсы, – а это порядка 10-15% – непосильны.
Если же речь про продажи собственных товаров, пробовать можно, но многое зависит от того, что именно вы выпускаете. У нас был опыт создания своего бренда – мы разработали собственные спортивные часы и браслеты. Маржинальность уже была совсем другой, и мы рискнули снова. В этот раз столкнулись с другой проблемой: оказалось, что сложная электроника – в принципе не тот товар, который люди готовы активно покупать на маркетплейсах. Товар мог лежать неделями, мы оплачивали место на полке склада маркетплейса, но ничего не зарабатывали.
На данный момент с подобными площадками мы не сотрудничаем.
Продажи в интернете, – безусловно, часть современной реальности. Дальнейший путь – размещать товары исключительно на собственном сайте или пользоваться маркетплейсами, – каждый выбирает сам. Какая стратегия ближе лично вам?
Я уже писал 13.02.21 здесь https://vc.ru/tribuna/208350-spros-na-koncentrat-morskoy-vody-rastet-v-pandemiyu-kak-na-etom-zarabatyvayut-partnery-proizvoditelya что за пять месяцев выросли продажи нашего товара на Озоне и на Wildberries.
Но это строго благодаря квалифицированным партнерам, которых нашел как раз на VC (спасибо Сергей, спасибо Алла!).
Нам, как производителям, проще привлечь партнеров и дать им заработать, чем заниматься всеми сложными для нас процедурами.