Ставим ЦЕЛИ на 2025 год!
Как за пару часов поставить ЦЕЛИ на 2025 и прописать к ним пошаговый ПЛАН.
Где? Выбираем место для планирование.
Последние 10 лет у меня есть ритуал: каждый год в первых числах января (2-4) я отправляюсь в хороший ресторан (желательно видовой) и ставлю цели на год.
Особенно запомнилось планирование в ресторане на 49-м этаже посреди Тель-Авива в начале 2023 года.
Место создает контекст ритуалу и дарит состояние. Выберите «место силы» для своего планирования: домик в горах или лесу, кафешка на берегу моря, дорогой ресторан, номер люкс в отеле.
Еще о важных мелочах
Мне нравится писать план в большом красивом блокноте сочной гелевой ручкой.
Эстетика важна, она также влияет на состояние, состояние в свою очередь влияет на процесс, а процесс... на результат.
Выберите инструменты заранее: блокнот? ручка? перо?) ноутбук с майндкартами? ватман? заметки?
Да, и не объедайтесь. Закажите бордящего чая и орехов)
Что есть цель, а что есть план?
Раз и навсегда определимся с понятиями, которые многие путают:
Цель - это результат. Цель должна быть измерима и иметь четкие границы.
Цели могу быть генеральными и промежуточными.
Генеральная цель - это главная цель года в той или иной сфере. Достижение генеральной цели состоит из достижения множества промежуточных целей.
План - это путь к цели. План состоит из промежуточных целей, соединенных последовательно.
Самый простой пример цели и плана - карта навигатора.
Цель - это город куда мы едем. А план - дорога с промежуточными населенными пунктами.
Проект - это набор действий, объединенных общей целью и планом.
Проект также, как и цель может состоять из подпроектов, ведущих к выполнению цели основного проекта.
Действие - это самая простейшая единица движения к плану.
📍 Чтобы все стало понятно, разберем на примере:
Генеральная цель по бизнесу: увеличить прибыль в 2 раза с 15 млн в год до 30 млн в год.
План (какие промежуточные цели приведут нас к генцели):
- Построить отдел продаж, состоящий из 3 менеджеров по продажам и РОПа
- Подключить лидген на 100 квалифицированных лидов в месяц
- Заключить договора с 2-мя новыми поставщиками
Каждая из 3 составляющих плана - отдельный проект со своей целью.
По сути, генеральную цель по увеличению прибыли можно назвать также и генеральным проектом.
Теперь возьмем подпроект «построить отдел продаж» и декомпозируем его еще на подпроекты:
- Подключить CRM
- Нанять менеджеров
- Создать систему обучения
Теперь у нас в рамках подпроекта есть подподпроекты со своими целями и задачами. Так можно опускаться все глубже и глубже, пока мы не дойдем до уровня конкретных действий.
Пример действия: позвонить интегратору Андрею и назначить с ним зум для обсуждения подключения CRM.
Таким образом, генеральная цель состоит из плана. План состоит из отдельных проектов, проекты из подпроектов, а подпроекты из задач.
Как правильно ставить цели на год?
Я много где учился и чего читал, но так и не нашел ничего лучше, чем целеполагание по сферам жизни.
Вот какие сферы жизни я выделю у себя:
- Я, отношения с собой: отдых, увлечения, хобби
- Здоровье/спорт
- Бизнес
- Финансы (отдельно от бизнеса, потому что тут инвестиции)
- Супруга
- Дети
- Родители
- Саморазвитие
Ставим цели на каждую сферу жизни, расписываем план, внедряем.
Метод ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛИ.
Вам знакома ситуация?
В начале года вы, воодушевленный боем курантов и просекко, создаете «резиновый» план на год из 100500 целей.
«Вернувшись в реальность», понимаете, что дай Бог выполнить 1/3, а в конце года чувствуете себя неудачником, которой ничегошеньки не успел.
Я тоже через это проходил. В конце концов понял одну важную вещь:
Из всех целей (в рамках одной сферы жизни) всегда есть одна, самая важная.
Именно поэтому теперь я ставлю на год лишь по одной (максимум 2) генеральной цели в каждой сфере.
Если я выполню ее досрочно, к примеру в августе, мне никто не мешает дописать еще одну цель на оставшиеся несколько месяцев. Зато у меня будет состояние победителя! Это куда лучше, чем вычеркивать невыполненные цели, поджав хвост.
Примеры генеральных целей:
- Увеличить в 2 раза чистую прибыль
- Прийти к весу 80 кг
- По результатам чек-апа получить заключение об отсутствии отклонений по микроэлементам и гормонам
- Сформировать отдел продаж: РОП, 2 фермера, 2 хантера, которым полностью делегированы все процессы по продажам.
- Получить 1000 квалифицированных лидов из разных каналов и определить основной канал трафика.
Какой должна быть генеральная цель?
1. Амбициозной.
Важно, чтобы достижение цели было развивающим опытом для тебя. Ставить целью «легкую добычу» можно, если ты осознанно выбрал в новом году расслабленный ритм и готов к потере в результатах.
2. Достижимой.
Если мы ставим амбициозную цель в достижение которой не верим - результата не будет.
Вера - мать мотивации. Огонь в глазах разжигается, когда мы соединены с целью верой.
3. Измеримой
Продумайте объективные показатели оценки вашей цели:
- цифры/показатели
- факты
Если выполнение вашей цели можно трактовать по-разному, цель поставлена не верно.
Если цель купить машину, значит результатов будет машина во владении по факту и в собственности по документам.
Цель «увеличить прибыль» - это цифры в отчете о прибыли и деньги на счету.
Цель по весу - это цифры на весах.
Главные ошибки в постановке цели.
1. «Ватные» цели.
Я так называю цели, которые невозможно измерить и определить их выполнение.
Пример ватных целей:
- наладить здоровое питание! это как? с утренним кофе кушать брокколи?
- стать хорошим отцом! ставь галочку, твое дети считают тебя хорошим папочкой)
- создать сильную команду в бизнесе! это подкаченные мужики?
Цель должна быть измеримой и с ясными критериями выполнения:
- я вешу 83 кг к концу года
- я провел вместе с детьми 50 часов без телефона
- я уехал в отпуск, отключив телефон и моя команда справилась без меня, удержав показатели по продажам.
2. Цели ради целей
Это когда промежуточная по своей природе цель ставится основной.
Пример:
- Пройти 30 тренировок по сайклингу (велик в зале).
Если ты это делаешь для того, чтобы прийти к нужному весу, так и поставь цель: я вешу 50 кг.
30 тренировок станут лишь промежуточной целью.
Очень легко проверить ошибочность такой постановки цели через вопросы:
Представь, что ты прошла 30 тренировок по сайклингу, но твой вес в конце года +5 кг. Тебя это устроит?
И наоборот: представь, что ты прошла 10 тренировок по сайклингу, но к концу года у тебя желаемый вес. Тебя это устроит?
Двигаясь от конечной цели, мы задаем себе правильные вопросы: а что еще я могу сделать, чтобы прийти к цели?
Пример из бизнеса:
- нанять продавца
В этой цели нет ничего плохого, если она является частью проекта по увеличению продаж или построения отдела. Но когда мы ставим такую цель обособленно, это может оказаться ошибкой:
Тебя устроит, если ты наймешь продавца, а продажи упадут?
Тебя устроит, если ты не наймешь продавца, а продажи вырастут в 5 раз?
Найм продавца не может быть самоцелью, это всегда инструмент достижения цели более высокого уровня.
Как декомпозировать генеральную цельли более высокого уровня.
Декомпозиция - это разделение большого на мелкие части. Любую цель можно и нужно декомпозировать до шагов:
1. Выберите амбициозную, достижимую, измеримую генеральную цель.
2. Определите промежуточные шаги (проекты), которые приведут вас к достижению цели
3. Определите для каждого проекта подпроекты, разбив их в свою очередь на действия.
4. Привяжите выполнение подпроектов к срокам. Постарайтесь не создавать таких периодов, когда несколько больших проектов наслаиваются в одно время. Распределяйте равномерно. В этом вам поможет диаграмма Ганта (изучите в интернете).
5. Определите ресурсы для выполнения:
- деньги
- люди: подрядчики/поставщики/сотрудники
- ваше личное время
- юридические ресурсы: разрешения, допуски
- административные ресурсы
6. Начинайте действовать. Не бойтесь ошибиться. Абсолютно нормально корректировать не только планы и проекты, но и даже сами генеральные цели в течение года.
Еще материалы по теме:
Топ-7 лучших чек-листов и инструкций по бизнесу:
- 8 принципов управления ассистентом, написанных кровью
- 10 качеств идеального РОПа
- 5 правила найма: как быстро найти любого сотрудника
- 5 принципов управления менеджерами по продажам
- Нейросети в продажах: 8 лайфхаков для бизнеса, доступных уже сегодня!
- Боимся решений потому что боимся смерти!
- Привязка к выручке - фатальная ошибка!
Все это и многое другое ждет вас в моем телеграм-канале «Продажи на миллиард»
Подписывайтесь, чтобы быть в курсе свежих исследований и статей!