«С любимыми не расставайтесь»: как руководители боролись за команду в кризис на примере edtech
В начале апреля команда SF.RU провела исследование в формате интервью. В нем участвовали 11 лидеров рынка edtech: Synergy Academy, SF Education, НИИ ДПО, XYZ School и других, также платформы мессенджер-маркетинга TextBack.
Изучение мнений показало: чтобы выйти из острой фазы кризиса без больших финансовых потерь, важно не только перестроить маркетинг. Выживание бизнеса зависит от команды, умения руководителя работать с кадрами и обеспечить в компании нужный эмоциональный фон. Рассказываем подробнее об опыте участников исследования.
Работа с командой во время кризиса: самое важное
Когда рядом проверенные люди, руководителю спокойнее, поэтому одна из главных задач во время кризиса — сохранить кадровый костяк. В сфере edtech команды срабатываются годами, ключевых сотрудников ценят и берегут. Даже в период полной неизвестности конца февраля-начала марта онлайн-школы стремились сохранить персонал, и большинству это удалось. В тех случаях, когда сотрудникам пришлось покинуть компанию, им гарантировали трудоустройство на новом месте.
С другой стороны, кризис — удачное время для поиска сильных сотрудников. На рынке труда появляются соискатели с большим потенциалом. Важно, чтобы уже сложившийся коллектив не воспринял обновление кадров как угрозу. Лучше предупредить сотрудников, что это работа на перспективу: усилить команду, чтобы бизнес был устойчивым.
Как изменился рабочий процесс в острой фазе кризиса
- Появился контроль на опережение. Это не надзор за сотрудниками, а мониторинг ситуации для быстрого решения возможных проблем. А еще это помогает объединить коллектив на пути к общей цели.
- Частичная занятость. Чтобы сохранить персонал, онлайн-школы изменили схему сотрудничества для некоторых отделов.
- Команды стали активнее. Сотрудники ориентированы на максимальную производительность, за счет этого общая эффективность выросла. Так можно, с одной стороны, компенсировать финансовые просадки, с другой — найти новые точки роста.
Атмосфера в компании и антикризисные технологии
Во время кризиса эмоциональный фон меняется не в лучшую сторону. Следствием может быть сниженная продуктивность команды. Тогда руководителю приходится в буквальном смысле бороться за ощущение спокойствия и стабильности в компании. Верная тактика в этом случае — менять коммуникацию с сотрудниками и дополнять ее антикризисными мерами.
8 из 11 участников нашего исследования сделали акцент на эмоциональной безопасности в коллективе. Руководители были открыты к общению в личных разговорах и созвонах. Сотрудники могли поделиться наболевшим, не опасаясь осуждения и обесценивания. При этом лидеры команд активно помогали подчиненным и конкретными действиями.
5 способов создать эмоциональное спокойствие в коллективе (из опыта наших респондентов)
- Сервис психологической помощи, которым могут пользоваться сотрудники.
- Гарантия трудоустроенности и стабильности: лучше заранее объяснить команде, что будет, если экономическое положение ухудшится.
- Моральная и физическая поддержка: обсуждение эмоционального состояния, его восстановление, помощь в решении проблем.
- Регулярные планерки: четкая постановка задач, синхронизация и оперативная корректировка курса. Все это упорядочивает работу и помогает сконцентрироваться.
- Неформальные мероприятия (встречи) с коллективом, для того, чтобы быть в контексте и понимать, что происходит.
Безопасность — ведущая потребность во время кризиса. Даже деньги не так важны, как ощущение стабильности. Благодаря ему удается не только сохранить коллектив, но и обеспечить нужный темп работы. Связка «спокойствие-безопасность-продуктивность» работает как мотивация.
В сложной экономической ситуации становится видно, насколько руководитель ценит команду и на что готов ради ее сохранения. Чувствуя себя защищенным, сотрудник может побороть тревоги и настроиться на максимальную эффективность. И это работает в обе стороны. Эмоционально стабильный коллектив сосредоточен на деле, а значит, у компании появляется ресурс для выхода из кризиса.
Как руководителю оставаться опорой для коллектива
Состояние лидера влияет на всех, кто работает под его началом. Чтобы поддерживать команду, руководителю нужно быть в ресурсе. В первые дни после 24 февраля 2022 это было не так просто. Мы составили список стратегических и тактических приемов, которые помогли участникам нашего исследования контролировать ситуацию.
- Быть психологически устойчивым к внешнему информационному фону. Самый лучший способ — периодически отключаться от повестки дня. Если этого нельзя сделать даже на сутки, посвящать хотя бы 2-3 часа эмоциональной разгрузке.
- Сценарий возможного развития событий, или антикризисный план, стоит продумать в деталях. А потом перенести на бумагу. Прорабатывая варианты, мозг успокаивается, и плохие новости воспринимаются без паники.
- Любое решение должно быть несколько раз взвешено и обдумано. Подключайте критическое мышление и собирайте столько данных, сколько возможно. В ситуации неопределенности нужно основываться не на интуиции и ощущениях, а на цифрах.
- Происходящее нужно анализировать, но без эмоций. Это значит — искать точки роста, честно признавать свои потери и не жалеть времени и сил, чтобы это восполнить. Даже если придется где-то сделать двойную работу. Любой хаос можно победить порядком.
- Советоваться с командой перед управленческими решениями — полезно. Каждый сотрудник видит ситуацию со своего ракурса. Если свести эти точки зрения воедино, получится максимально широкий спектр. Это поможет руководителю учесть последствия и риски, а при внешней неопределенности они могут быть огромными.
- Искать единомышленников. Все делятся мыслями о происходящем, и в процессе легко найти близких по духу людей. Это могут быть коллеги, партнеры, компаньоны партнеров и т. д. Поддерживающее окружение — огромный ресурс.
В чем истинная сила руководителя
Edtech — одна из самых гибких и творческих отраслей бизнеса. С появлением новых тенденций создаются новые продукты и курсы. Коллектив онлайн-школ постоянно находится на связи с аудиторией и видит, как меняются ее потребности. Такая гибкость и творческая свобода возможны только в одном случае: если команда проекта открыта и полна энергии. У сотрудников должны быть силы и ресурсы, чтобы создавать новые и интересные программы даже в кризис.
И быть именно такой команде позволяет ее руководитель.
команда агентства SF.RU