Какого х…? Почему на бирже бензин дешевый, а на заправках — дорогой?
Биржевые цены на бензин в России упали до минимальных значений за два года! АИ-92 рухнул почти на 30% и торгуется по 37 тр. за тонну, а девяносто пятый — в районе 41,5 тр/тн.
Учитывая, что тонна продукта эквивалентна 1333 литрам, а в розницу топливом торгуют по прежним ценам, — очевидно, что скряги на заправках просто охренели! Но сразу поставим точку над i — это оптовые цены на Питерской товарной бирже СПбМТСБ, где минимальный лот — вагон где-то под Волгоградским или Самарским НПЗ.
Ну, а поскольку мало у кого есть 60-тн бочка на даче (держать такую разве что на случай зомби-апокалипсиса) — простые автовладельцы колются и плачут, но продолжают есть кактус, и платить втридорога на АЗС. И если в отношении импорта мы ждем «скукоживания» цен, то насчет розничного топлива мы менее оптимистичны. Почему?
Почти все АЗС в стране принадлежат российским нефтяникам (большинство из которых — государственные), которые сейчас продают нефть и нефтепродукты с дисконтом в 30% к мировым нетбэкам. Фактически, высокая розничная маржа почти полностью компенсирует экспортный дисконт.
Во-вторых, чем дешевле стоит топливо в стране, тем больше денег бюджет должен возместить нефтяникам в рамках механизма демпфера, компенсирующий НПЗ недополученную прибыль в сравнении с мировыми нетбэками. Именно благодаря демпферу нефтяники получат за январь-май рекордные 1,2 трлн рублей — почти вдвое больше выплат за весь прошлый год.
Это больно бьет по бюджету и не в интересах государства увеличение этих выплат. По этой причине нет и не будет громких дел со стороны ФАС, занявшей удивительно молчаливую позицию в отношении цен на АЗС.