Как прошла первая программа Сколково для стартапов в области ИИ и больших данных
В конце августа завершилась первая программа развития Фонда «Сколково» для ИТ стартапов, создающих решения с использованием технологий искусственного интеллекта и больших данных.
В этой статье мы расскажем, какой была программа и как в ней проходили подготовку стартапы. Своими впечатлениями поделились организаторы, менторы и сами участники Tech Explorer.
Как появилась идея и какие задачи решает программа?
«Уже 10 лет «Сколково» поддерживает развитие российских технологических стартапов. За это время мы накопили огромный опыт и сформулировали набор стандартных проблем, с которыми стартапы сталкиваются на каждом этапе развития:
- Компании тратят много времени на общение с заказчиками, но у них не получается закрыть сделку.
- Компании создают технологию, а не продукт, который нужен рынку.
- Из-за ограниченного финансирования компании вынуждены браться за кастомные проекты, а не развивать собственный продукт.
- Компании создают продукт необходимый только на локальном рынке, с сильно ограниченными возможностями на международном рынке.
Мы видели истории сотен компаний и хотим сохранить и передать этот опыт. - рассказывает Сергей Ходаков, операционный директор ИТ-кластера Фонда «Сколково» и содиректор Tech Explorer.
«Ключевой вопрос, стоящий перед каждым стартапом, - это выбор правильного пути к рынку в условиях неопределенности и ограниченного времени. Цель нашей программы – помочь молодым компаниям найти свой путь» - дополняет Евгений Шеенко, содиректор и создатель методологии программы.
Создавая Tech Explorer, мы задавались целью передать накопленный опыт стартапам, чтобы они смогли избежать базовых ошибок и создать устойчивый бизнес
Как стартапы попадают в Tech Explorer
Наш опыт и лучшие практики подсказали наиболее оптимальный формат работы - это интенсивная программа в 9 недель для группы в 10-15 стартапов.
Результаты программы определяются качеством участников. Именно поэтому мы постарались отбирать стартапы максимально тщательно: все заявки проходили формальный отбор, за которым следовало интервью с старшим менеджером программы Павлом Кривозубовым.
Для успешного прохождения отбора проект должен был соответствовать трем основным критериям:
- укомплектованная команда,
- начальные вариант продукта,
- использование технологий искусственного интеллекта или больших данных.
Отбор компаний проходил очень тщательно. Помимо зрелости компании и продукта, старались на этапе собеседования также прояснить ожидания от участия в программе. Тем самым глубже понимали потребности конкретной компании и выстраивали для них индивидуальный трек, подбирая нужных менторов. В этом треке мы учитывали пожелания участника, его отраслевую специфику, рынки, бизнес-модели и технологические особенности.
На интервью оценивались также мотивация и уровень амбиций команды. По мнению Сергея Ходакова, уровень амбиций основателей критически важен для успеха проектов ранних стадий: за свой жизненный путь любой стартап проживает целый ряд неудачных решений и не подтвердившихся гипотез. Способность преодолевать кризисы, способность продолжать развивать проект, искать новые бизнес возможности - это ключевой фактор, который определяет реализуемость и успех проекта.
На первую программу было отобрано 12 компаний:
- Seowork - платформа для аналитики и контроля онлайн-маркетинга в онлайн-ритейле на основе ИИ,
- Start Exam - интеллектуальная HR-платформа развития сотрудников для малого и среднего бизнеса,
- RTsim - компьютерные тренажеры для нефтегазового сектора, основанные на достоверных математических моделях технологических процессов и принципах игровой механики,
- RaMTech - решение комплексного анализа изображений человека на основе ИИ, позволяющую сегментировать аудиторию социальных сетей и других веб-сервисов по расширенному перечню параметров,
- Cera Marketing - система на основе ИИ и машинного зрения для автоматизации и анализа ключевых процессов в торговых точках,
- Phishman - система автоматизированного дистанционного обучения сотрудников распознаванию противостоянию кибератак,
- Аватек Cофт - решение на основе технологий обмана (Deception) и машинного обучения (ML) для обнаружения компьютерных атак в технологической сети,
- Эмбиот - программно-аппаратная платформа автоматизации управления освещением «Ambiot»,
- Online-express - система динамического пакетирования туристических услуг,
- NeoLabs - платформа для обеспечения комфорта и безопасности пассажиров в аэропорту на базе многомерного анализа данных,
- Smart Player - единая платформа для реализации мультимедийных проектов и централизованного управления устройствами в местах продаж,
- Konnektu CDP - SaaS продукт для сбора, накопления и агрегирования всех доступных данных о потребителе в единую базу.
Как работает программа
За основу методологии программы был взят подход Disciplined Entrepreneurship, созданный профессором MIT Биллом Олетом (Bill Aulet), который был адаптирован с учетом работы в онлайн и дополнен опытом работы со стартапами по корпоративным акселераторам.
Я впервые узнал о методологии MIT на онлайн мероприятиях MIT Enterprise Forum Cambridge. Подход привлек меня своей системностью и большим количеством инструментов, которые можно использовать в работе со стартапами. Безусловно, работа в онлайн-режиме заставила адаптировать программу, и мне очень помогла в этом библиотека материалов Y Combinator.
На старте программы стартапы проходят диагностику. Здесь жюри оценивает «входные» питчи фаундеров, по которым анализирует текущее состояние компании. На диагностике выявляются сильные и слабые стороны проектов, намечается дальнейший вектор работы: на чем стоит сфокусироваться, а что пока не требует внимания. Жюри ставит оценки и дает комментарии, часто очень критичные. Всего участники проходят 3 диагностики за программу.
Мои основные переживания пришлись на стартовую диагностику. Я никогда в жизни не выступал перед инвесторами и жюри, не готовил инвестиционных презентаций и вообще более силен в том, чтобы понудеть про бизнес-процессы в аэропорту (стартап из авиаотрасли – прим. автора), чем излагать про то, чем мы интересны инвестору.
Поэтому на подготовке мой питч ни разу не уложился меньше, чем в 8 минут, а на диагностике за первые 4 минуты я осилил выдать только рассказ про рынок...Обратная связь от коллег пришла быстро и беспощадно! А за ней посетило и ощущение описавшегося на дорогом ковролине пуделя...Неприятное, но иногда очень полезное!
Когда через полтора месяца я ждал своей очереди на демо-дне, с аккуратно вычищенной и отрисованной презентацией, с ноутбуком, установленным на коробку, с предпрогоном питча за 4,5 минуты и с четким пониманием что и когда говорить, и какой призыв выдавать в конце - волнение было только за нормальный интернет и за соседский перфоратор.
Девять недель программы были разбиты на 3 модуля. Первый модуль посвящен детальному разбору проекта и формулированию гипотез, второй – сбору информации и подтверждению гипотез, третий – формированию итоговых презентационных материалов, финансовой модели и инвестиционного меморандума.
Каждый понедельник участники посещали обучающий семинар с инструкциями на неделю и получали чек-листы с набором вопросов и задач на неделю. Со вторника по четверг проходили индивидуальные встречи и работа с менторами, в ходе которых стартапы валидировали гипотезы, проводили кастдев и тренировали питчи. Каждую пятницу команда программы проводила фидбэк-сессии (Office Hours), где участники могли задать вопросы о программе, попросить помощи или дать совет по улучшению программы.
В программу также были включены блоки инвестиционного менторинга от Skolkovo Ventures, где стартапы могли получить обратную связь по инвестиционной привлекательности проектов и помощь в подготовке презентации и других материалов для инвесторов. Приятным бонусом шли консультации по интеллектуальной собственности и подготовке финансовых моделей.
"Кто бы ни говорил, что презентация не имеет значения, я в это не верю. То есть если вы ходите больше, чем к 2-3 инвесторам, то презентации стоит уделить максимум внимания, потому что она показывает проработанность вашей идеи. И не важно, красиво или некрасиво сделана эта презентация. Мне важно, есть ли ответы на вопросы, которые я для себя там ищу как инвестор." - из вводной лекции об инвестиционном менторинге Skolkovo Ventures
«Возможность отточить инвестиционный питч с экспертами, получить обратную связь от потенциальных заказчиков и инвесторов – ценный ресурс для стартапа. Ведь венчурный рынок России очень небольшой, а значит шансов на ошибку практически нет: фаундер должен с первого раза питчить правильно» - соглашается Павел Кривозубов.
Роль менторов в программе
Успешную компанию почти невозможно создать без опыта и внешней экспертизы менторов, именно поэтому в программе участвует более 60 опытных менторов – успешных предпринимателей, представителей российских корпораций, венчурных фондов, ведущих университетов страны и институтов развития.
За программу каждый стартап провел, как минимум, 16 встреч с менторами. Со многими экспертами команды продолжили общаться и за рамками программы. Благодаря работе с менторами участники получают:
Доступ к большому предпринимательскому комьюнити. Менторы готовы делиться контактами и представлять понравившиеся стартапы “полезным” знакомым.
Возможность учиться на чужих ошибках. Менторы готовы делиться своим уникальным опытом и предостеречь от неверных решений.
- Практику питча и переговоров. Менторы укажут на слабые места и расскажут, как их улучшить.
- Возможность собрать лиды. Ментор - это потенциальный заказчик или инвестор стартапа. Многие на программе ищут стартапы в свой портфель или вариант покупки технологии в корпорацию.
- Возможность получить инвестиции еще до Демо-дня. Многие менторы являются бизнес-ангелами или представителями венчурных фондов.
"Опыт показывает, что предпринимательские компетенции практически не развиваются через традиционную академическую модель обучения, основанную только на лекциях и семинарах. Предпринимательство как бокс: посещение лекции по боксу не приведет вас на кубок UFC, на бой с Хабибом Нурмагомедовым или Конором Макгрегором" - отмечает Сергей Ходаков.
Очень крутой акселератор с интересной, мотивирующей программой. Жесткая, но справедливая критика помогла нам более трезво оценить проект, и ускорить работы в наработке кейсов и улучшении технологии. Было очень непросто, но это того стоило на все 100%. Нетворкинг со специалистами из самых разных областей позволил обрести новые, интересные контакты, со многими продолжаем общение и после курса. Спасибо!”
Обратная связь от менторов вызвала волну инсайтов, которые сформировали совершенно иное понимание продукта, рынка и клиентов, по сравнению с тем, что было до участия в программе.
Сейчас мы ведем набор на вторую программу Tech Explorer, которая начнется 28 сентября. Вы можете подать заявку на участие или получить всю дополнительную информацию на нашем сайте.
В рамках подготовки к запуску второй программы, 15 сентября пройдет открытый митап с организаторами Tech Explorer, на котором мы поговорим про основные проблемы, препятствующие развитию технологических стартапов в нашей стране, а также о реальных примерах их решения. Приходите!
Мероприятие пройдет в онлайн, требуется регистрация.