Как мы создавали сервис доставки из США для крупного игрока рынка логистики

Как мы создавали сервис доставки из США для крупного игрока рынка логистики Иван Бочаров
Как мы создавали сервис доставки из США для крупного игрока рынка логистики Иван Бочаров

Шопинг в США — заветное желание для многих жителей РФ и СНГ, но побродить по магазинам вживую способны не многие. Интернет-шопинг не вариант: кроме ограничений в покупках наибольшей проблемой является доставка товара. Но реализовать IT-решение на основе продуманной логики возможно и наша команда, как раз, участвовала в создании подобного проект по заданию крупной логистической компании в качестве технического партнера.

Начнем, пожалуй, со спойлера, поскольку следует понимать: проект получился действительно масштабным и долгосрочным. Кроме IT-составляющей было необходимо детально разобраться с юридической и логической стороной предстоящего процесса, продумать юзер-кейсы покупателей и алгоритмы работы сотрудников нового сервиса. Поэтому устраивайтесь поудобнее и давайте разбираться.

Как покупают в Америке?

Сказать, что за океаном покупают так же, как и у нас, будет, по меньшей мере, нечестно — это мы сейчас покупаем товары так, как весь мир научили продавцы из США. Наличие платежной банковской карты позволяет оплачивать, практически, все виды товаров, доступные в онлайн-продаже. Многие, наверняка, знают, что цены в самой Америке на качественные и брендовые вещи ощутимо ниже, чем на аналогичные товары в местном торговом центре. А сезонные или специальный скидки — это действительно скидки, а не маркетинговые уловки. Именно поэтому многие американцы пристально следят за любимыми брендами, а во время скидок, скажем Рождественских, — сгребают по справедливым ценам все, что могут и радуются жизни.

Нормальная обстановка в американском магазине во время масштабных скидок https://online-kinderwelt.de
Нормальная обстановка в американском магазине во время масштабных скидок https://online-kinderwelt.de

Однако есть один небольшой нюанс, который не позволяет иностранцам почувствовать себя настоящими американцами в шопинге. Это государственная граница и, как следствие, расстояние до покупателя. В пределах США никаких проблем с доставкой: Fed Ex или сотни других служб привезут что угодно своим гражданам, хоть в пустыню Техаса, хоть на Гавайские острова. А вот с иностранными покупателями дела обстоят иначе. Доставка, конечно, возможна, но оформить ее в другую страну из обычного интернет-магазина не получится. А по стоимости пара настоящих джинсов Levi`s обойдутся иностранцу, как костюм от Pierre Cardin.

Следовательно, чтобы выгодно “шопиться” в Америке, нужно либо иметь там родственников-знакомых, которые привезут Ваши покупки во время очередного визита на родину, либо быть американцем. И если первое не под силу разработчикам, то вот второе, как раз, в определенном смысле возможно.

Логика для логистики

Основная идея состояла в создании особого сервиса, который позволит любому пользователю делать покупки в магазинах США и гарантированно получать товары у порога своего жилья. Для этого необходим ресурс, который обеспечит выполнение “американской мечты” покупателям и возможность собирать и отправлять посылки сотрудникам логистической компании. Здесь давайте разделим проект на две части: для пользователей и для сотрудников. Начнем с клиентов.

Для покупателей

Первое, что предоставляет ресурс авторизованному пользователю — американский почтовый адрес, на который можно оформлять доставку в США. Юридически это разрешено, поэтому местом доставки является склад компании вблизи аэропорта "Джона Кеннеди" (John F. Kennedy International Airport). Совершая покупки в любом Интернет-магазине Америки пользователь указывает адрес, предоставленный в личном кабинете на сайте, и все товары стекаются в единое место. Единственное, что требуется от пользователя — внести в том же кабинете трек-номер посылки, по которому сотрудники компании отслеживают покупки и формируют посылку.

Собрав необходимое количество товаров в единую посылку на родину, пользователь оплачивает отправку и заветная коробочка уже летит к своему обладателю. Время доставки в таком случае сокращается до 5 дней, а цена услуги — в десятки раз ниже, чем у любых американских служб доставки. Максимально в одной посылке может быть не более 30 кг веса и Вы сами можете представить, сколько товаров можно заказать в Америке на одну доставку.

“Шопиться” пользователь может как самостоятельно, так и с помощью созданного нашей командой ресурса, который выступает также и в роли агрегатора торговых предложений. Сюда подтягиваются акционные предложения из более 1000 американских магазинов, а каталог постоянно пополняется новыми продавцами.

Схема работы сервиса Иван Бочаров
Схема работы сервиса Иван Бочаров

Для сотрудников

Если со стороны покупателя все выглядит предельно ясно, то “изнанка” проекта предусматривает сложную цепочку отдельных задач, которыми управляет персонал логистической компании. Функционал должен взаимодействовать с американскими службами доставки, обрабатывать движения посылок на складе, отображать клиентскую информацию, а также взаимодействовать уже со службами доставки в стране покупателя. В силу огромного количества операций понятно, что человеческий фактор здесь должен быть минимальным и сводиться, разве что, к задачам принять пакет у курьера, собрать посылку и отвезти ее в аэропорт. Иначе хаоса не избежать.

И теперь, когда общая модель работы видна, как на ладони, можно говорить о практическом выполнении задач разработчиков, а также говорить о трудностях и подводных камнях, которые были нами выявлены и преодолены.

Разработка и взаимосвязь

По сути, перед нашей командой стояло не одно, а целых три задания, которые было необходимо разрабатывать с нуля. Во первых, был нужен уникальный сайт для пользователей, способный собирать систематизировать информацию, проводить расчеты и принимать оплаты. В работе эта часть проекта получила название “box” (“коробка”). Во вторых — набор инструментов для сотрудников компании, с помощью которых стало бы возможно управлять потоками посылок, отслеживать их перемещение сразу в нескольких странах. Этот раздел проекта назвали “hub” (“центр деятельности”). И, в третьих, две эти платформы должны эффективно взаимодействовать между собой, обмениваясь огромными массивами информации. Для этого процесса потребовалось составление уникальных методов — API (так и назвали).

Клиентская и внутренняя часть прошли все этапы разработки: от макетирования и прототипизации, до верстки, программирования и многократного тестирования. Клиентский сайт имеет уникальный узнаваемый дизайн, удобный и понятный интерфейс. Для удобства пользователей на сайте доступен калькулятор, который поможет просчитать актуальную стоимость отправки. Для этого покупатель выбирает страну и местную службу доставки и добавляет параметры имеющихся у него покупок: вес, размер, количество. К личному кабинету привязано несколько служб оплаты, поэтому пополнить баланс до нужной суммы не составляет никакой сложности.

Скриншоты некоторого функционала Иван Бочаров
Скриншоты некоторого функционала Иван Бочаров

Создание программного продукта для сотрудников потребовало больше работы программистов, хотя здесь также присутствует уникальный дизайн интерфейса. Для выполнение главной задачи — автоматизация процессов треккинга посылок от момента их создания, до попадания покупателю — потребовались значительные усилия, а также решения двух сопутствующих вопросов:

- Взаимодействие ПО с аппаратной составляющей. К ней относятся сканеры штрих/qr-кодов, которыми орудуют сотрудники на сортировочном складе, а также электронные весы, на которых каждый товар взвешивают;

- Автоматическая система распознавания и устранения допущенных, кем либо в цепочке, ошибок. Функционал способен отслеживать трекерные номера и делать небольшую “магию” с символами в коде, если, к примеру, они были стерты, разорваны или повреждены на упаковках, чтобы посылка попала к своему адресату.

В ходе выполнения проекта нас не настигла проблема пиковых нагрузок е из-за проведенного заранее анализ процессов наши специалисты пришли к выводу, что банальное увеличение вычислительной мощности не убережет от проблемы в дальнейшем. Таким образом было принято решение внедрения брокера сообщений RabbitMQ, что позволило справляться с пиковыми нагрузками за счет выполнения всех операций в спокойном режиме.

Шоппинг без границ

В результате проделанной работы получился программный продукт, который полностью удовлетворяет потребности покупателей и заказчиков. Сервис стабильно набирает популярность, пополняется новыми магазинами и работает слаженно как для американского континента, так и для стран, где живут любители шопинга. Как видите, даже юридические или территориальные вопросы могут быть решены методами IT, при наличии продуманной логики необходимых операций. Поэтому закончить я хочу словами одного из наших разработчиков: “Была бы идея — остальное закодим”. Если для Вас остались нераскрытые вопросы, с радостью ответим на них лично — hello@avivi.pro.

Начать дискуссию