Использование архетипов в маркетинге
Использование архетипов в маркетинге. Разбираем архетипы в маркетинге на примере персонажей MySkazka
Задумывались ли вы, почему вы покупаете тот или иной продукт? Почему у вас есть предрасположенность к определенным брендам или его представителям? Ответ, возможно, вас шокирует: потому что всеми нами правят архетипы.
Архетип – от греч. «архе» - начало и «типос» -образ, — мощные психические первообразы, спрятанные в глубинах нашего бессознательного. Именно они воздействуют на нас таким образом, что побуждают приобретать те или продукты, испытывать эмоции по отношению к тому или иному бренду.
Согласно типологии основателя теории архетипов Карлу Густаву Юнгу, архетипы делятся на 12 типов, и для маркетинга это также актуально.
Маркетологи Марк и Кэрол С. Пирсон поделили 12 архетипов брендинга на две группы.
Первые девять - «Невинный», «Исследователь», «Мудрец», «Воин», «Бунтарь», «Маг», «Приятель», «Любовник» и «Шут») - относятся к архетипам, жаждущим рая.
Три последних - Хранитель, Создатель и Правитель - это те, которые постоянно структурируют мир.
Мы же решили рассмотреть 12 самых любимых и популярных персонажей сказок MySkazka в разрезе юнговских архетипов, а также дать по каждому из них короткую справку о том, как эти психотипы работают в маркетинге.
- Бунтарь
Конечно же, это наш Бельчонок, для которого правила созданы затем, чтобы их нарушать. Но все вы помните по сказке, чем обернулась встреча с Непослушайкой. И, как и во всех архетипах, в типаже Бельчонка есть потенциал роста: поняв свою ошибку, он становится мудрее и послушнее.
Примеры брендов: Harley-Davidson, PayPal, Virgin Group
Цель: уничтожить то, что не работает
Стратегия: сломать, нарушить или шокировать.
- Воин
Это наш Зайчик, который не любил проигрывать. Для воина исключительно важно получить победу любой ценой, что и показывает наш неутомимый сказочный бегун.
Примеры брендов: Nike, Marlboro, FedEx
Цель: использовать силу, чтобы улучшить мир
Стратегия: стать самым сильным, самым компетентным и сильным я
- Маг
Кто же из наших волшебных героев маг и волшебник? Да, это наш чудесный Эльф, который нашел в себе силу освещать своими волосами путь. Он понял, что сила трансформации всегда была в нем.
Примеры брендов: MasterCard, Dannon, Xbox
Цель: сделать мечты реальностью
Стратегия: придерживаться идеализированного видения
- Простодушный
Это наши солнечные зайчики, которые доверились незнакомцу и попали к нему в замок. Помните, что с ними случилось? Поэтому и архетип Простодушного с одной стороны являет собой радость и позитив, с другой - - его обладатели крайне доверчивы и наивны.
Примеры брендов: Dove, McDonald's, Nintendo
Цель: быть счастливым
Стратегия: поступай правильно
- Искатель
Обезьянка — это вечный двигатель, который невозможно остановить. И действительно: только вспомните, с каким упорством наша обезьянка двигалась к своей цели! “Кто ищет, тот всегда найдет” — эта известная пословица явно про нее, как и про архетип Искателя.
Примеры брендов: The North Face, GoPro, Jeep, Starbucks
Цель: стремиться к лучшей и более «подлинной» жизни
Стратегия: избегать скуки во время путешествий, поиск новых впечатлений
- Мудрец
Лисенок на первый взгляд совсем не был похож на мудреца. Но вспомните, какие осознания пришли к нему в тот момент, когда он понял, что истина освобождает.
Пройдя через поиски Лесовичка в Королевстве врунов, Лисенок стал по-настоящему мудрым и честным.
Примеры брендов: НАСА, Смитсоновский институт, Ауди
Цель: использовать силу интеллекта и анализа, чтобы постичь мир.
Стратегия: искать информацию и знания
- Правитель
Конечно же, это наш Муравьишка, который, пройдя через испытание огнем, понял, что главное — это контроль и установленный порядок. То же самое, кстати, можно сказать и о другом нашем персонаже — Кенгуренке, который не любил убираться дома, зато потом стал Царем уборки и чистоты.
Примеры брендов: IBM, Microsoft, Rolex
Цель: создание процветающего сообщества
Стратегия: лидерство
- Творец
Грустный, но при этом такой творческий — вот что можно сказать о Лягушонке, чей девиз “Дерзай и создавай”. Только вспомните о семейном портрете, который он создал вместе со своими братьями и сестрами!
Примеры брендов: Apple, Lego, Google
Цель: реализовать уникальное видение
Стратегия: совершенствовать навыки, развивать художественный характер
- Служитель
Львята сначала дрались и ревновали друг к другу. Какое тут служение, скажете вы? Но после истории с семечком раздора малыши наконец-то осознали, что доброта и любовь к ближнему своему - главное в жизни.
Примеры брендов: Nordstrom, Campbells, Unicef
Цель: помочь другим
Стратегия: делай все, что в твоих силах, чтобы быть добрым и полезным
- Шут
Кто любил веселиться и сидеть в планшете больше нашего Котенка? Неудивительно, что его архетип - Шут, любящий праздники и игры с друзьями больше всего на свете.
Примеры брендов: Pringles, M & M, Pepsi
Цель: повеселиться, сделать мир лучше для этого
Стратегия: играй, шути, веселись
- Влюбленный
Для живущего архетипом влюбленный важна не только любовь, но и дружба. Поэтому мы определили в него нашего Барабашку, который так ценит отношения с другими.
Примеры брендов: Chanel, Victoria's Secret, Годива
Цель: установить более тесные отношения с людьми и вещами
Стратегия: постоянно становиться все более и более привлекательным
- Приятель
Наша Зебра без полосочек — идеальный образец архетипа Приятель, ведь она показывает своим примером, что все созданы быть равными. Зебра учит нас толерантности и поддержке, уверенности в том, что все вокруг равны и достойны самого лучшего.
Примеры брендов: Gap, Saturn, Ikea
Цель: вписаться и в конечном итоге принадлежать
Стратегия: развивать вечные добродетели, работать в направлении объединения
Все наши герои воплощают те или иные классические архетипы, проходят трансформацию и становятся еще сильнее и лучше. А главное — учат этому наших маленьких читателей. Каждая наша сказка полна метафор и иносказаний, которые так привычны детям и нравятся их родителям. Архетипы в каком-то смысле такой же пример сказкотерапии, когда сложные вещи объясняются простым аллегорическим языком и, как и в случае сказкотерапии, работают как с детьми, так и со взрослыми.
Исходя из примеров, которые мы описали, вы можете использовать тот или иной архетип для достижения определенного эффекта в маркетинге. Многие бренды используют архетипы для улучшения узнаваемости и лояльности. Если заложить какой то инсайд в образ бренда, то реклама непременно найдет отклик у тех, на кого она направлена.
MySkazka - образовательный сервис сказок, помогающий привить детям важные правила жизни, справиться с детскими страхами и стать еще сильнее!
Читайте наши сказки на MySkazka.com и в приложении AppStore https://clck.ru/VZHZm. Давайте вместе вырастим счастливое и здоровое поколение детей!
Интересно было бы также услышать про архетипы героев народных сказок