PR-менеджер: кто это и какие задачи решает?
Специалист по связям с общественностью, PR-менеджер или просто «пиарщик» – человек, ответственный за создание и поддержание благоприятного имиджа компании, бренда, продукта или конкретной персоны. PR-менеджер отвечает за широкий спектр деятельности бизнеса, начиная от организации имиджевых мероприятий, заканчивая взаимодействием с внутренними и внешними партнерами на различных уровнях.
Зачастую функции PR-менеджера путают с функциями специалистов других направлений – рекламистов, маркетологов, event-менеджеров, дизайнеров, копирайтеров и даже личных ассистентов. Несомненно, PR-менеджеру необходимо иметь характеристики и навыки всех упомянутых специальностей. Высококлассный PR-менеджер – человек разносторонний, с широким кругозором, обладающий знаниями как в маркетинге, рекламе и журналистике, так и в психологии, дизайне и даже финансах. Но стоит помнить, что основная его функция заключается в оценке, аналитике и прогнозировании факторов, влияющих на имидж компании и ее развитие.
В отличие от своих коллег, которые в своей работе руководствуются креативными подходами, работа PR-менеджеров связана больше с аналитикой, оценкой, прогнозами и выводами. Конечно, творческая составляющая тоже присутствуют в довольно большом объеме, но все же логическое мышление, оперативное реагирование и анализ преобладают.
Это одно из основных отличий PR-менеджера от рекламиста, который продвигает только отдельный товар или услугу. Именно с ним многие компании зачастую путают PR-специалиста при приеме на работу.
Помимо этого, этот уникальный человек является посредником между компанией и целевой аудиторией. Часто пиарщики выступают на различных мероприятиях от лица своего клиента.
Так как в мире нет похожих по всем критериям компаний, деятельность PR-менеджеров всегда отличается и зависит от ряда факторов, включая отрасль, в которой работает организация. Исходя из этого, не столько важны функции, которые выполняет пиарщик, сколько специфические задачи, которые наиболее важны для конкретной компании.
К услугам специалистов по пиару могут обращаться бренды, селебрити, политики, бизнесмены, благотворительные организации, частный бизнес и другие. Во всех случаях пиарщики работают над созданием безупречной репутации клиента, продумывают способы постоянно развиваться и быть в центре внимания.
Вот неполный список задач, которые решает менеджер по связям с общественностью:
1. работа над PR-стратегией и PR-концепцией компании/бренда/персоны;
2. создание и реализация PR-кампаний;
3. планирование и освещение мероприятий и событий, способствующих улучшению имиджа, узнаваемости и репутации клиента, а также обеспечение их освещения в прессе;
4. определение целевой аудитории;
5. изложение точки зрения клиента в пресс-релизах и интервью;
6. написание лаконичных новостей, статей и других материалов для работы со СМИ в различных форматах;
7. поддержание связи со стратегическими контактами в различных видах СМИ;
8. анализ всех материалов, освещаемых организацией в средствах массовой информации, и подготовка соответствующих ответов;
9. изучение мнения широкой общественности, отслеживание трендов отрасли;
10. повышение лояльности целевой аудитории;
11. организация PR-мероприятий – пресс-туров, выступлений, конференций и выставок;
12. создание и управление PR-планом, включая разработку бюджета, обозначение сроков и другое;
13. мониторинг и анализ конкурентов.
Какими качествами должен обладать специалист по связям с общественностью?
Хорошие PR-менеджеры обладают способностью сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях. Это качество помогает им делегировать задачи своей команде, чтобы быстро и продуманно реагировать на критику в адрес компании и другие потенциально негативные события в отрасли. Они обладают глубоким пониманием бренда своего клиента и постоянно стремятся обновлять свои знания, чтобы лучше представлять компанию.
Кроме того, хороший менеджер по связям с общественностью обладает отличными ораторскими способностями, что позволяет ему выступать в качестве представителя компании на пресс-конференциях и других имиджевых мероприятиях.
Помимо этого, важнейшими являются следующие характеристики:
1. креативное мышление;
2. уверенность в себе;
3. тактическое понимание всех основных платформ социальных медиа;
4. коммуникативные навыки и навыки публичных выступлений;
5. умение общаться с различными группами людей в потенциально неблагоприятных ситуациях;
6. вежливость, тактичность и сдержанность;
7. харизматичность;
8. дипломатичность;
9. организационные навыки и навыки тайм-менеджмента;
10. инициативность;
11. ответственность, надежность и внимание к деталям;
12. сообразительность;
13. проактивность.
Конечно, обязанности и навыки пиарщиков можно перечислять бесконечно. Нередко общество искажает понимание профессии стереотипами о PR-менеджере, как о человеке распутном и тусовщике, ведущем красивую жизнь. На самом деле, работа крайне серьезная и требует высокий уровень вовлеченности, аналитического мышления и ответственности перед другими людьми.