Retention — ключ к большим деньгам в компании. Стратегия удержания клиентов от Михаила Гребенюка.
Привет! Меня зовут Павел Заводов, я основатель компании Make Rock — помогаем онлайн-школам, малому и среднему бизнесу автоматизировать отделы продаж на базе amoCRM.
В этой статье расскажу о таком важном показателе для бизнеса как ретеншн,и почему Михаил Гребенюк посвятил этому понятию несколько выпусков своего шоу. А главное, почему retention - это ключ к большим деньгам.
Давайте честно, никто не любит считать цифры, разбираться в табличках, анализировать показатели. Нам хочется, чтобы все было быстро и просто. И желательно, еще в одном месте, а показатели не только констатировали факты, но и давали прогноз и рекомендации на будущее.
Дочитайте статью до конца и получите пошаговый план, как рассчитать эти показатели и понять, что ждет ваш бизнес дальше.
Для тех, кто предпочитает видеоформат, оставляю ссылку на видео: Простой шаг к БОЛЬШОЙ компании. Рост НАВСЕГДА от Михаила Гребенюка.
Retention (ретеншн, ритеншен) — это коэффициент удержания, который показывает, сколько в среднем раз у вас покупает клиент в компании. Разберем на примере:
- у вас 10 клиентов, все совершили покупку 1 раз, ретеншн по вашей клиентской базе будет 1;
- если из 10 клиентов, 5 купили по 2 раза, 5 купили по 1 разу, ретеншн — 1,5;
- если все купили по 2 раза, значит ретеншн равен 2;
- если 5 человек совершили покупку 4 раза, а 5 — 2 раза, ретеншн будет равен 3.
Чем выше показатель ретеншн, тем вы круче. С помощью него можно спрогнозировать будущие покупки клиента, т.е. просчитать емкость клиента.
Например, клиент купил у вас роллы, в другой раз — салаты, вы рассчитываете его ретеншн — 2,47. Умножаете на средний чек и понимаете, сколько еще денег в емкости именно этого пользователя
Почему показатель удержания клиентов важен для бизнеса?
Дело в том, что он отображает работу компании с двух сторон. Он показывает то, насколько качественно вы оказываете свои услуги, насколько клиент доволен. С другой стороны, насколько хорошо и умело вы повторно клиенту что-то продаете.
Получается, эти показатели дополняют друг друга. Т.е. у вас не получится готовить
невкусные блюда и при этом завлекать клиентов повторно какими-то акциями, ведь у вас будут плохие отзывы. А клиенты будут просто игнорировать ваши призывы прийти.
При этом, если с продуктом будет все хорошо, все ваши активности по повторному приглашению клиента: пуши в приложении, рассылки, промоутеры и всё что угодно - будет работать кратно лучше. А значит вложения в эти активности будут окупаться.
Retention - это не только про «купи-купи», а еще про качественный продукт.
Герой разбор у Михаила Гребенюка из видео понял весь смысл этой фразы только во второй серии шоу.
Вот, кстати, какие выводы он сделал:
- недостаточно просто посчитать ритеншен и сделать выводы;
- нужно обратить внимание на продукт и задать себе те вопросы, которые предприниматели часто избегают;
- покупатели при обратной связи отмечали разное качество одних и тех же блюд, и это подтвердило мысль о том, что разово клиенты готовы это простить, но нельзя допускать этого на постоянной основе;
- герой серии понял, что все есть ретеншн, не просто сухие цифры (количество покупок, средний чек и пр), но и качество продукта.
Зрители тоже дали хорошую обратную связь: если бы все компании понимали суть ритеншена и работали над своим продуктом, мир стал бы гораздо лучше.
Приведу пример из жизни:
У нас в районе была классная кофейня. Немного далековато, но все вкусно. И кофе, и блюда. Я ее посещал 1−2 раза в неделю, но в какой-то момент ближе к дому открылась новая кофейня, в которую я просто влюбился, и начал туда ходить 2−3 раза в неделю.
Получается, что в первой кофейне я совершил более 30 покупок, был постоянным покупателем, а потом просто пропал. Чтобы узнать в чем дело, компания могла бы со мной связаться, узнать, почему так произошло: попытаться меня вернуть или, как минимум, сделать выводы, что рядом появился конкурент, есть отток. А дальше уже принимать меры, чтобы этот отток сократился, а не увеличивался.
Конкуренция растет, и нужно держать руку на пульсе и следить за тем, что происходит с вашей клиентской базой.
Из примера Михаила и моего получается, что на удержание клиентов влияют:
- высокая конкуренция на рынке;
- недостаток персонализации;
- недостаточное или даже плохое обслуживание клиентов;
- необходимость улучшать продукт;
- недостаток аналитики и обратной связи.
Всем ли важно контролировать ретеншн?
Отвечу, что почти всем. Если в вашем бизнесе присутствуют повторные продажи, и клиент делает больше одной покупки в течение всей своей жизни, то это один из ключевых показателей, за которыми нужно следить.
Стоимость привлечения клиента каждый год растет, количество рекламных площадок уменьшается, конкуренция увеличивается. И очень важно умело работать со своей клиентской базой: анализировать ее поведение, не допускать оттока клиентов, а наоборот, делать так, чтобы клиенты приходили чаще и звали других.
Дополню примерами разных ниш, где хорошо работают повторные продажи и важно отслеживать ритеншен:
- Бизнесы в сферах услуг и продаж (медицина, бьюти-услуги, бытовые услуги и прочие)
- Отрасли с высокой конкуренцией
- Автомобильная индустрия
Ретеншн и повторные продажи
Управлять renetion особенно классно в тех бизнесах, где можно сделать повторную продажу в виде заботы о клиенте. Это те услуги, за которыми люди сами обращаются спустя время. Лайфхак: можно действовать на опережение, подгадать, когда услуга понадобится клиенту и предложить ее первым.
Например, автостраховка. Через год она истечет, а значит, клиенту нужно ее продлевать. Можно напомнить ему об этом и предложить свои услуги. Или та же замена масла, можно понять, как часто клиент меняет масло и предложить ему услугу в намеченный срок.
А что насчет более высоких чеков и “сложных” ниш?
Например, строительство дома.
Кажется, что это делается покупка раз в жизни и больше нет смысла продавать, да и зачем отслеживать этот показатель удержания. Но человек построил дом, через год ему можно предложить баню, гараж, террасу, забор, дорожки.
Вы можете позвонить через год по вопросу гарантии и узнать, как у него дела, всё ли классно, как служит дом. И тут уже предложить ему дорожки или баню, или гараж. Вы совмещаете это с заботой о клиенте. Тем самым количество покупок на одного человека растет, и вы не тратите деньги на их привлечение, на рекламу.
Другой пример — покупка квартиры. Внедрив вопросы в этап квалификации, вы можете понять, что часть клиентов покупает квартиры в качестве инвестиции. Вы сможете выделить этих покупателей в сегмент и периодически предлагать им какие-то интересные предложения. Часть из них будет у вас покупать повторно, если, опять же, вы классно строите и классно продаете.
То же самое с кухнями. Под предлогом заботы и гарантии вы можете позвонить и узнать, как дела и предложить гардероб или шкаф. А еще вы можете узнать, не планирует ли кто-то из знакомых друзей и родственников делать ремонт, и может быть кому-нибудь как раз нужна кухня.
Таким образом можно придумать допродажи практически в любой сфере бизнеса, главное это делать с заботой, а не просто «купи-купи».
И тут я могу сказать, что мы — сапожники с сапогами
У нас классно выстроена CRM-система и контроль за качеством продукта. Мы стремимся, чтобы наши услуги и то, что мы предлагаем, конкретно в этот момент времени, было максимально эффективно для этой компании.
И я готов поделиться опытом. Приглашаю вас на экскурсию в наш отдел продаж.
Я и мои коллеги покажем, как у нас работает CRM-система:
- как выстроены автоматические воронки продаж, рассылки сообщений, уведомления, автоматизация,
- как мы расшифровываем с ChatGPT звонки и что мы с этим делаем,
- какие отчеты к нам приходят.
Записывайтесь по ссылке и мы проведем для вас онлайн экскурсию и покажем, что есть у нас. А еще расскажем, какие из этих инструментов подойдут сегодня для вашего бизнеса, как это можно применить.
Как мы внедрили отслеживание retention у себя в агентстве
Я такой же предприниматель, собственник компании: у меня куча задач, и мне вечно некогда. Но я четко понял, что retention — это то, на чем стоит держать фокус.
Ну и кто я такой, чтобы не слушать Михаила наконец😀
У нас уже внедрена CRM-система AmoCRM: мы являемся ее интеграторами, поэтому мы автоматизировали подсчет ретеншн в ней. Теперь, когда каждый клиент покупает что-либо у нас, в карточке компании записывается сумма и количество покупок и дата последней покупки. Тем самым у нас появилась база активных клиентов.
Работа в срм удобна по нескольким причинам:
- вся информация собрана в одном месте;
- найти информацию легко, благодаря фильтрации и упрощению поиска;
- автоматизация коммуникаций — можно разработать и настроить разные сценарии;
- можно настроить персонализированные предложения клиентам, а это уже индивидуальный подход и забота;
- легко отслеживать ключевые показатели, есть точки контроля
Благодаря этому я узнал, сколько клиентов у нас есть, какое среднее количество покупок они совершают, и теперь могу работать с этой информацией, придумывать новые классные сценарии и улучшать свои процессы.
Также в момент покупки мне в Телеграм приходит уведомление о том, что такая компания купила, информация — сколько у нее уже покупок, на какую сумму, количество этих покупок. И я краем глаза вечером могу посмотреть: какие продажи мы провели, сколько из этих компаний имеет какой средний чек. Теперь раз в месяц достаточно две минуты уделить анализу этого показателя.
Я, фиксирую это все на дашборде в системе Platrum, и вижу, что наш средний показатель удержания — retention, растет или падает, то есть какой тренд: растущий или отрицательный.
Я понимаю наш продукт, повторные продажи, отзывы и оценку нас клиентами.
И теперь самое интересное, какие метрики стали мне доступны:
- собственно, сам ретеншн - 10.46!
- Каждая компания, с кем мы начинаем работать, совершает больше 10 покупок, и это просто нереально круто!
- сумма покупок каждого клиента
- из этого конечно можно посчитать в среднем сумму покупок по портфелю клиентов
Что это дает?
Теперь я четко понимаю, сколько прибыли приносит каждый клиент и знаю, сколько могу потратить на покупку клиента в маркетинге.
Что не менее важно, теперь я понимаю, сколько клиентов купили более одного раза, сколько из них активных с покупками 10+. И могу автоматически реализовывать разные сценарии. Например: если клиент не покупал семь и более месяцев, ответственному менеджеру приходит задача в амосрм, мне как руководителю приходят уведомления в Telegram о том, что клиент в зоне риска. Он не покупал семь месяцев, мы собираемся, анализируем этот пул клиентов и принимаем уже какие-то решения.
Получается, что с помощью amoCRM можно легко следить за ритеншеном:
- управлять клиентской базой
- автоматизировать процессы
- получать аналитику и отчетность
Настроив такую автоматизацию, у вас, как у собственника, появятся новые точки контроля, команда станет работать намного лучше, просто потому, что она теперь будет знать, что эти показатели отслеживаются. И, если вдруг в портфеле какого-то из аккаунт-менеджеров начнутся отвалы, вы об этом моментально узнаете: проработаете это и не допустите сильного оттока клиентов или какого-то негатива в вашу сторону.
Наша миссия — сделать сервис в России лучше. Чтобы компании стремились делать своих клиентов счастливее: мы как потребители получали классный продукт, сервис и заботу. А мы, как предприниматели, следили за этим и старались делать наши услуги лучше.
На этой ноте приглашаю вас в свой Telegram-канал «Инструменты роста продаж».
Здесь я делюсь своим опытом работы с десятками отделов продаж, рассказываю об инструментах, которые работают сейчас. Каждую неделю — новый пост в формате «Бери и делай». Подписывайтесь и увеличивайте свои продажи!