Как независимая экспертиза решила спор крупного холдинга ЖКХ в деле о защите деловой репутации
По статистике* суды общей юрисдикции ежегодно рассматривают около 5000 дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, арбитражные суды – около 800 дел этой категории. Только 12,3% их всей суммы исков обращены к СМИ. В основном же ответчиками выступают граждане и юридические лица.
В большинстве случаев суды удовлетворяют требования о компенсации морального вреда частично. Если истцы в основном заявляют требования на 100-300 тыс. руб., то итоговый размер удовлетворённых исков по статистике не превышает 50 тыс. руб.
Что надо знать о защите деловой репутации компаний в России? Что является ключевым по таким делам? Кто и как доказывает, что репутация пострадала? Ответим на все эти вопросы в статье, а начнём с разбора недавнего спора между жительницей питерской новостройки и крупного холдинга в сфере ЖКХ.
Всё больше компаний готовы отстаивать свою деловую репутацию в суде.
Как негативный комментарий в соцсети привёл гражданку N на судебную скамью?
Жительница Санкт-Петербурга после собрания с представителем холдинга в сфере ЖКХ, в управлении которого был её дом, засомневалась в подлинности протоколов встречи.
В соцсети «ВКонтакте» она оставила гневный комментарий. В нём женщина обвинила управляющую компанию в подделке протоколов.
Юристы холдинга решили не оставлять этот комментарий без судебного внимания. Холдинг подал в суд на разгневанную жительницу дома.
Организация сочла, что этот комментарий порочит деловую репутацию холдинга, поэтому потребовала удалить его, опубликовать опровержение, а с женщины взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 тыс. руб.
Как дело о негативном комментарии в VK дошло до Верховного суда РФ?
Районный суд частично удовлетворил иск холдинга. Судьи согласились с порочащим характером комментария и с тем, что он умаляет деловую репутацию истца, так как размещён на открытой странице, то есть доступен неопределённому кругу лиц. Компенсацию суд снизил до 10 тыс. руб.
Гражданка обратилась в апелляционную инстанцию. Однако апелляция согласилась с тем, что комментарий порочит репутацию холдинга. И это даже не надо доказывать. Сумма компенсации также не вызвала у инстанции вопросов.
Кассация оставила решения судов без изменений, а вот Верховный суд - нет. Так дело о гневном комментарии в VK дошло вместе с жалобой гражданки до высшей судебной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ нашла нарушения при рассмотрении дела. И первое, на что обратил внимание ВС РФ, -то, что ни одна из сторон не оспаривала негативный характер комментария. Судьи по умолчанию приняли, что он несёт порочащий характер и умаляет деловую репутацию. Дело приняло формальный оборот. Так быть не должно.
Суды должны были собрать доказательства, которые говорили бы о причинении репутационного вреда истцу. Одного лишь факта распространения неких сведений, которые якобы могли отрицательно сказаться на имени холдинга и его репутации мало. Верховный суд отменил решения всех инстанций и отправил дело на новое рассмотрение.
Нижестоящие инстанции могли бы избежать этой отмены, если бы назначили по делу лингвистическую экспертизу.
Лингвистическая экспертиза против формального подхода к рассмотрению дела
Судебную лингвистическую экспертизу назначают по делам о защите деловой репутации компаний, чтобы разграничить факт распространения порочащих сведений от оценочного суждения.
Чтобы вердикт не был основан на субъективном мнении судей, вывод о принадлежности высказывания к факту или оценочному суждению должен сделать эксперт-лингвист, носитель специфического знания.
Лингвисты при анализе текста учитывают всё, вплоть до вводных конструкций «вероятно» и «возможно».
Лингвисты обязательно рассматривают высказывание в контексте. Это позволяет сделать конкретный вывод, шла ли речь о юридическом лице и в какой коннотации.
При этом эксперты-лингвисты не проверяют спорные сведения на действительность и не оценивают, какой ущерб они могут причинить компании.
Что надо знать о защите деловой репутации в России
1. Гражданский кодекс РФ (ч. 1. ст. 150) определяет деловую репутацию как нематериальное благо.
2. Это сложившееся мнение о человеке или компании, которое основано на профессионально значимых качествах.
3. Это общественная оценка.
4. Это уникальная характеристика конкретной компании или предпринимателя. Репутация формирует отношение к организации в целом или к конкретным услугам и продуктам.
5. Это ключевой ориентир для контрагентов, клиентов и партнёров.
6. Репутация может быть позитивной или негативной. Статья 152 ГК РФ не закрепляет для деловой репутации исключительно положительную коннотацию.
7. Вред деловой репутации – это её умаление. Например, убытки, которые понесла компания после распространения порочащих сведений, или утрата положительного мнения в глазах общественности и делового сообщества.
8. Чтобы отстоять свою деловую репутацию, компания должна доказать факт, то есть деяние со стороны ответчика, его неблагоприятные последствия, причинно-следственную связь между ними).
Вывод
Итак, иск в суд по защите своей деловой репутации – сигнал для контрагентов и потребителей, СМИ и клиентов к тому, что организация серьёзно настроена доказать свою правоту. Активная позиция даёт конкретные результаты: репутационный эффект при решении суда в пользу компании и финансовый доход от компенсации морального вреда.
Поэтому всё больше компаний готовы последовательно отстаивать свою деловую репутацию, несмотря на стандарты, которые определил Верховный суд: истец обязан доказать и то, что его опорочили, и то, что у него есть деловая репутация. Ключевую роль в доказательстве порочащего характера сведений и разграничении фактов от оценочного суждения играет судебная лингвистическая экспертиза.
* Данные статистики взяты из статьи Абрамова И. А. Исполнение судебных решений по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 161-163.
СПРАВКА
Институт судебных экспертиз и криминалистики более 15 лет проводит экспертные исследования в десятках областях, в том числе в лингвистической экспертизе.
150 аккредитованных и сертифицированных специалистов готовы взяться за любую по сложности задачу: от консультации до оформления строго выверенных и научно подтверждённых заключений, которые помогают нашим клиентам добиваться справедливого решения в их пользу.
Проведём экспертизу статей, блогов, комментариев, письменных и устных заявлений для судебных дел о оскорблении, клевете, экстремистской деятельности, нарушении авторских прав и защите деловой репутации.
Мы уже провели более 5000 исследований, которые положительно повлияли на исход судебных процессов, стратегических переговоров и оценки активов.
Единый номер для регионов: +7 (800) 500-76-44