Конкурс стартапов МоегоСклада — оцифровываем ресторанный рынок

Сегодня мы общаемся с победителями конкурса стартапов МоегоСклада — компанией НеМеню. У нас на связи фаундеры сервиса Ольга Жиленко и Михаил Ростов. НеМеню — это бесплатное электронное меню для кафе и ресторанов.

Это уже четвертое интервью с победителями конкурса стартапов. Тут первое, второе и третье.

Конкурс стартапов МоегоСклада — оцифровываем ресторанный рынок

Ольга, Михаил, привет! Спасибо, что пришли к нам на конкурс, поздравляю вас с победой в нем! Расскажите, как пришла идея создать электронное меню, вы были связаны с ресторанным бизнесом раньше?

Ольга Жиленко: Я 20 лет руководила крупной юридической фирмой — адвокатским бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Во время моего второго декретного отпуска ко мне обратились знакомые со словами: «Оля, ты всех знаешь, помоги!»

Так я стала венчурным инвестором известного проекта Нетмонет. Идея мне сразу отозвалась, она закрывала и мою боль тоже.

Работа в стартапе совсем не похожа на работу в крупной корпорации. Стартап — это когда вечером придумали идею, за ночь ее сделали, а утром она уже доступна пользователю. Есть моментальная отдача от того, что ты делаешь, причем измеряемая как в цифрах, так и в положительных эмоциях.

Продав долю в Нетмонет, я вернулась в адвокатское бюро, но мне стало трудно работать в тяжеловесной корпоративной культуре, хотелось собственный стартап. Об этом я и рассказала своему другу Михаилу.

Михаил Ростов: С Ольгой мы познакомились в Сколково на курсе MBA Executive. Надо сказать, что курс направлен на развитие инноваций в предпринимательстве, поэтому по его завершении было вполне логичным открыть стартап.

До этого я с 2003 года занимался телекоммуникациями, построил одну компанию, потом ее продал, построил другую. В какой-то момент почувствовал потолок, непонятно было, куда двигаться дальше. С таким запросом я и пошел учиться в Сколково. Задача была нащупать какую-то идею, ту, которая бы откликалась, отвечала моему запросу, совпадала бы с моими взглядами на жизнь.

Идея созданию НеМеню изначально целиком и полностью принадлежит Ольге, а вот дорабатывали ее мы уже вместе, в том виде, в каком она существует сейчас — это уже совместное творчество.

Ольга: В программе нашего обучения MBA последним модулем была цифровизация. Там нам рассказали, что цифровизация — это не тогда, когда вы продаете крем через интернет, а когда ваши бизнес-процессы автоматизированы. Нас разбили на группы. Было задание — придумать новое цифровое решение, не существовавшее до этого на рынке для любого из бизнесов.

Я оказалась в одной группе с ресторатором: «Давай тебя оцифруем?» — «А давай!». Дальше возникла идея перенести логику интернет- магазина на ресторан. Сейчас кажется это очевидным, но тогда было абсолютно новым. Нам показалось, что это очень круто, когда у тебя есть возможность выбирать блюда в ресторане через интернет, опираясь на отзывы и фотографии.

С этим я и пришла к Мише, и он сразу меня поддержал. Я уволилась из юридической компании и уже на следующий день поехала на встречу с командой НеМеню, которую Миша моментально собрал. В конце 2021 года мы стартовали.

Зачем НеМеню посетителю и ресторатору?

Ольга: Для посетителя НеМеню — это электронное меню, где он может посмотреть фотографии блюд и напитков, сделать заказ, расплатиться, оставить отзыв, минуя официанта. Технически это может решаться по-разному: QR-код, планшет, ссылка.

Для ресторатора НеМеню — это веб-приложение, куда в два клика загружается меню. Основное преимущество электронного меню — гибкость. А гибкость — это рост среднего чека, рост оборачиваемости столов, как следствие — рост маржинальности.

Михаил: Электронное меню позволяет собственнику больше зарабатывать.

Во-первых, через сокращение издержек. Как? Контролируя остатки. Например, образовались излишки лосося. Ресторатор делает на него акцию, добавляет лосось к существующим блюдам, выделяя свое предложение в электронном меню с помощью специальных виджетов.

Во-вторых, через увеличение среднего чека. Электронное меню позволяет выбрать объем блюда, добавить подходящие закуски, топпинги. Точно так же как в интернет-магазине, когда покупателю активно предлагают к этому шампуню заказать еще и бальзам, а также расческу и полотенце. Мы тестировали, что если гостям предложить к вафлям взбитые сливки, то 10 из 10 их закажут.

В-третьих, через повышение оборачиваемости столов. Не надо ждать официанта для заказа и для того, чтобы оплатить счет. Столы быстрее освобождаются, увеличивается количество гостей.

В-четвертых, через доставку. Электронное меню позволяет организовать собственную доставку и существенно сэкономить на комиссии, которую берут Яндекс и Delivery.

В-пятых, через тонкие настройки, которые помогут вам предвосхитить пожелания посетителей, и — продать больше. Например, холодно — предлагаем глинтвейн, жарко — лимонад. Электронное меню позволяет анализировать предпочтения клиентов, несложно обнаружить, что по четвергам активнее заказывают сырники, а по вторникам котлеты. Меню можно менять хоть каждый час.

Ольга: Общаясь с рестораторами, мы обнаружили удивительную вещь (смеется), они не хотят быть айтишниками, а хотят кормить гостей и на этом зарабатывать деньги. Им совершенно не подходит сложное ПО, в котором надо разбираться.

Нас очень разбаловали банковские приложения, которые максимально просты и удобны. Вот и НеМеню — это такой же простой и удобный продукт, в котором не надо разбираться, все интуитивно понятно. Устроено примерно так: нажатием одной кнопки блюдо уходит, а деньги приходят.

Над чем вы сейчас работаете?

Михаил: Сейчас мы настраиваем наш софт под типы заведений, определили для себя 10 форматов и стараемся кастомизироваться под них. Идея в том, чтобы создать универсальный продукт с отлаженными бизнес-процессами. Владельцы ресторанов не всегда понимают, что им нужно или не всегда могут объяснить. Наша задача — показать как надо, то есть мы стремимся быть тем решением, которое полностью закроет цифровизацию заведения.

Сколько у вас клиентов?

Ольга: На сегодняшний день у нас 58 активных клиентов по всей России, например, «Сказка» (Казань), Cream Soda (Москва), Just Pie (Рязань), «Мидийное место» (Сочи), «Люблю» (Самара), зона отдыха «Язевка» в Ярославской области.

Запрос на цифровизацию у ресторанного рынка огромный. Но не все представляют, что такое цифровизация и как она работает. Самый частый запрос: «А напишите нам приложение!» Начинаешь выяснять: зачем, какие проблемы хотят решить. В процессе оказывается, что почти все их задачи уже решены в НеМеню, а мы для них практически бесплатны, не надо тратить 1,5 млн рублей на разработку приложения, которое вряд ли выдержит огромную конкуренцию в телефонах пользователей.

Михаил: В основном к нам приходят не с другого программного обеспечения, а с блокнотов и Excel. Среди наших клиентов встречаются рестораторы, которые в недавнем прошлом работали в крупных компаниях и привыкли, что бизнес-процессы должны быть автоматизированы.

Запрос на оцифровку связан еще и с потребностью в собственной доставке, так как всем известные компании берут за нее 35% комиссии, это очень часто оставляет владельца без прибыли. Электронное меню — основа для доставки. У нас есть клиент — кафе в Рязани, у них постоянные клиенты, одни и те же люди заказывают доставку, — зачем им терять на этом? С помощью электронного меню они открыли собственную доставку.

А результатами ваших клиентов можете поделиться?

Ольга: У всех растет выручка. Есть те у кого средний чек вырос на 35%, есть те у кого на 10–20%. Абсолютно все подтверждают, что скорость оборачиваемости столов выросла на 20%. Таких, кто не заметил изменений — нет.

В чем для вас ценность сотрудничества с МоимСкладом?

Михаил: До того, как мы увидели объявление о конкурсе, у нас внутри шли споры. Ольга говорила, что нам обязательно надо писать учетную систему, так как продукт должен полностью закрывать потребности ресторана. Ведь ресторанный бизнес — это не только про зал и красивые блюда, это и про склад.

Ресторатор продает не оливье, он продает две чайные ложки горошка, 200 грамм колбасы, столовую ложку майонеза и полчаса работы повара, то есть — это склад продуктов, которые ресторан перерабатывает. От правильного учета этих продуктов напрямую зависит прибыль заведения.

Я был против создания учетной системы нашими силами, так как считаю, что не стоит браться за то, что сделано до нас и прекрасно работает. Как ответ из космоса пришло письмо с анонсом конкурса. Конечно, мы не могли не участвовать.

Ольга: Запрос на учетную систему у рынка огромный, многие жалуются на дороговизну и сложность существующих программ. Я понимала, что без комплексного решения нам будет трудно предлагать НеМеню, но вот все сложилось, и в ближайшее время мы планируем интегрироваться с сервисом МойСклад.

НеМеню — это фронт, а МойСклад — бэк. То есть МойСклад управляет товарными остатками ресторана, а мы взаимодействуем с гостями и ресторатором.

Сколько сейчас стоит НеМеню для ресторанов и как вы видите монетизацию?

Ольга: НеМеню — это логичное продолжение сервиса Нетмонет. Если монетизация Нетмонет складывалась из доли в чаевых, которые составляют небольшой процент чека, то в НеМеню мы зарабатываем на всем чеке. Сейчас мы стоим менее 2%, что значительно ниже рынка. Меню, чтобы гость мог прийти и посмотреть, мы предоставляем ресторану бесплатно.

Объем ресторанного рынка в России за прошлый год составил 2,3 трлн рублей, причем в этом году аналитики прогнозируют рост еще на 15–20%. Думаю, что этот рынок все более привлекателен для крупных компаний, поэтому потенциал у НеМеню в связке с МоимСкладом серьезный.

3131
Начать дискуссию