Как создать франшизу магазина

Условия:
Вы предприниматель, у вас успешный магазин, есть минимум две собственные точки и вы готовы масштабироваться инструментами франшизы.

В этой статье я хочу рассмотреть шаги упаковки франшизы магазина и подсветить важные элементы будущей франшизы вашего магазина.

Прежде, чем мы перейдем непосредственно к шагам создания франшизы магазины, рассмотрим ключевые особенности франшизы магазина:

Как создать франшизу магазина
  • франшиза магазина должна предоставлять актуальный ассортимент, которые должен постоянно меняться в соответствии с текущими трендами на рынке.

  • ассортимент обычно передается в виде ассортиментной матрицы.

  • франшиза магазина должна очень четко понимать локацию, в которой он должен размещаться и как уметь “выжимать” из этой локации максимум.

  • банально, франшиза магазина обладает каким-то уникальным товаром, который любит аудитория.

  • идеально, если франшиза магазина умеет работать с торговыми центрами и моллами.

Пройдемся по основным шагам разработки франшизы и опишем каждый из них чуть подробнее.

Исследование

Нам нужно исследовать три группы стейкхолдеров нашей франшизы:

конечный потребитель продукта - мы должны провести интервью с потребителями конечного продукта из регионов, в которые мы собираемся идти с нашим продуктом.

Важно понять:

между кем выбирают ?

как делают выбор и по каким критериям?

в каких ситуациях используют продукт?

в каких ситуациях откажутся и тд.

Мы говорим про франшизу магазина, а потому очень важно определить целевые локации, в которых вы будете открываться и определить, как именно вы будете эти самые локации выбирать.

будущий франчайзи - определите аватар вашего клиента и поймите, что именно он ожидает от франшизы. Например, ваши идеальные франчайзи это семейные пары с опытом в найме. Найдите таких, пообщайтесь и постарайтесь узнать, что именно они ожидают от франшизы: какое сопровождение, какую информацию на разных этапах сотрудничества и тд. Франшиза - это продукт, и он должен быть создан для потребителя и с учетом его ожиданий и потребностей.

наша команда - ваши сотрудники являются носителями уникальных знаний и опыта. Они как никто другой знают и понимают, каким образом должна выглядеть ваша общая франшиза. Проведите с ними интервью чтобы понять очертания будущей франшизы.

конкуренты - скорее всего, в вашей отрасли уже есть франшизы. Проведите анализ этих франшиз чтобы понять, в каком поле будет существовать ваша будущая франшиза.

В идеале, ваша франшиза должна стать пересечением ожиданий потребителей конечного продукта, будущих франчайзи и все это должно укладываться в канву, которую диктует рынок.

Финансовая модель франшизы магазина

Сделайте интервью с вашим финансистом для того, чтобы рассчитать финансовую модель будущих франшизных магазинов.

Вопросы, на которые должна ответить фин. модель франшизы:

сколько нужно вложить на старте?

какой запас товара должен быть закуплен на старте?

какая выручка?

какие расходы?

через сколько наступает окупаемость?

какие остатки должны быть на складе?

какие расходы на рекламу?

Условия франшизы магазина

Опираясь на финансовую модель, вы должны разработать условия будущей франшизы вашего магазина.

Задачи условий:

  • компенсировать ваши затраты на открытие новой точки
  • не удлинять окупаемость более, чем на 10-15%
  • быть прозрачными и понятными
  • должны быть обоснованы предоставляемой ценностью
  • регулярные платежи должны компенсировать расходы на сопровождение точки

При создании франшизы магазина интересным вопросом является определение роялти. Если вы поставляете товар для ваших франчайзи, то ваша прибыль уже “лежит” в цене товара и дополнительный роялти, возможно, не требуется. При этом вы должны сопровождать франчайзи и роялти должен покрывать ваши расходы на это.

Хороший вопрос в определении условий франшизы магазина - это рекламный бюджет. Сколько он составляет? За чей счет формируется рекламный бюджет? Выбор за вами.

Договор коммерческой концессии для магазина

Я уже публиковал статью про договор коммерческой концессии и поэтому отдельно не буду останавливаться. Дам лишь важные пояснения, которые касаются именно франшизы магазина:

  • может ли ваш партнер закупать товар где-то еще, кроме вашего основного поставщика? На каких условиях?
  • что будет происходить если результаты федеральной рекламной кампании не устраивают франчайзи?
  • как франчайзи должен пополнять запасы на склад? моя команда упаковывала франшизу магазина автомобильных товаров и там работала следующая схема. С партнером утверждалась матрица с указанием количества остатка по каждой позиции, если запас становился ниже указанного значения, автоматически доставлялось недостающее количество товаров.

Брендбук франшизы магазина

Для франшиз магазинов очень важно единообразие сети. Поэтому брендбук франшизы магазина должен регламентировать все элементы оформления магазина. Идеально, если франшиза вашего магазина кроме описания идеологии и идеи бренда будет предоставлять шаблоны всех носителей фирменного стиля. Это повысит шансы того, что франчайзи будет оформлять интерьер магазина “как надо”.

Примерный список носителей фирменного стиля магазина:

  • вывеска (большой вариант и малый вариант для размещения на картах и тд)
  • стиль табличек режим работы, открыто / закрыто, примерочная, туалет.
  • ценники и бирки на товарах
  • плакаты и рекламные материалы с информацией о скидках новинках и тд.

Франчбук франшизы магазина

Мы уже обсуждали, какие разделы обычно включает в себя франчбук.

Однако для франшиз магазинов стоит добавить дополнительные разделы:

Правила выкладки

Интерьер магазина / архитектурное руководство

Как выглядит пол, стены, потолок, примерочная, туалет

Как выглядят полки

Зонирование: какие зоны есть в магазине, для чего они используются и как оформляются

Как декорируем пространство: растения, ковры

Свет: какие сточники света есть, где заказывать конкретные светильники.

Список поставщиков

Торговое оборудование с указанием поставщика и артикула

Мебель: поставщик, артикул

Кассовое оборудование: поставщик, артикул

Скрипты обслуживания

В магазине очень важно, чтобы персонал использовал единые речевые модули для общения с посетителями:

Приветствие / прощание

Как предложить товар

Как помогать с выбором

Как закрывать продажу

Как делать апселл и тд.

Надеюсь, в этой статье мне удалось раскрыть подробнее тему создания франшизы вашего магазина. Естественно, охватить такую обширную тему одной статьей невозможно. Если у вас остались вопросы, вы можете написать их в комментарии или связаться со мной напрямую.

33
3 комментария

Для начала нужно в условиях бешенной конкуренции сохранить хотя бы одну точку

1
Ответить

Ну если успешный концепт, то можно не только сохранить, но и уходящих иностранцев заменить

Ответить

В торговых центрах куча свободных площадей, туда же кто-то должен встать ?

Ответить