Невыносимая легкость планирования путешествий
Как я начал создавать мобильный планировщик, который на самом деле работает.
О себе
- Я — заядлый путешественник. Как только получается накопить, я запрыгиваю в самолет, чтобы посмотреть, как живут люди где-то там за радугой (примечание: даже после пандемии, путешествия все равно останутся, даже если нужно будет отсидеть карантин в стране пребывания).
- В 2016-ом, когда жил в Тель-Авиве, мне представилась уникальная возможность переехать в Бангкок и поработать в Агоде, благодаря чему я немало поездил и полетал по Юго-Восточной Азии.
- В 2018-ом стал Head of Product в beam.mw на удаленке и получил возможность работать из любого места с хорошим интернетом. Моя радость и размах путешествий не стали знать предела.
- Все это время в самолетах и гостиницах я продолжал думать над главным сервисом, необходимым практически каждому путешественнику, но недостаточно хорошо реализованным до сих пор.
Два вида потребностей
Я выделил для себя два вида основных потребностей при планировании путешествия:
- Базовые — где жить, каким транспортом добираться, знать средние цены итд,
- Развлекательные — развлечения и сюрпризы, которыми мы хотели бы поделиться с друзьями.
Проще говоря, люди не едут в Париж чтобы пожить в [тут должно фигурировать имя какого-нибудь фешенебельного отеля], а чтобы пройтись по узким улочкам, посещая выставки малоизвестных художников, попивая дешевое ароматное вино и фотографируя на Ч/Б пленку. Люди хотят ощутить атмосферу города, знакомую по рассказам друзей, из книг и фильмов.
«Ощутить атмосферу» на поверку является не столь легко достижимой целью. Я выделил главные вопросы, которые прокладывают дорогу к «правильной» поездке с яркими и запоминающимися впечатлениями.
Вопрос #1: какие достопримечательности посетить?
В наше время ответ на любые базовые потребности находится очень легко с помощью онлайн турсервисов. Однако, касательно впечатлений, нет быстрого способа составить список мест, которые стоит посетить именно вам.
Путешествуя, я постоянно интервьюировал туристов из разных стран, чтобы понять, как выглядит привычный процесс планирования отпуска. Сформировались два типа респондентов:
- Те, которым нравится читать и «прорабатывать» уйму деталей. Не вставая со стула, они частично проживают путешествие до его начала.
- Те, у которых нет терпения скрупулезно прочесывать источники, комбинируя множество вариантов. Им удобно описать лишь важные аспекты, чтобы начать с неплохого плана, корректируя его уже по ходу самого путешествия.
- Те, которые вообще не планируют, спонтанно отпуская ситуацию «на самотек». 100% сюрприза. Кстати, не вижу в этом ничего плохого :)
Вопрос #2: какие города посетить?
Если путешествие длится несколько недель по целой стране, то вопрос выбора конкретных достропримечательностей становится еще более острым. Объясню на примере:
- Допустим, вам нравятся исторические места. Какие города/регионы стоит посетить?
- А теперь, вдобавок к историческим, вы не прочь посмотреть красивые панорамные виды с гор;
- А также хотели бы выделить время для шоппинга (скажем, раз в неделю, для дорогих девушек, сестер, жен)?
- Еще оказывается, что вы предпочитаете путешествовать расслабленно, не спеша; не слишком много летать самолетом и изредка ездить поездом;
К чему я клоню? Чем больше факторов, тем сложнее становится сам процесс выбора мест.
Вопрос #3: как долго оставаться в каждом городе?
Итак, проштудировав Lonely Planet, Trip Advisor и внушительное количество блогов и отзывов, вы определились какие достопримечательности хотите посетить. Общая картина путешествия начинает вырисовываться:
- Вы, возможно, уже отметили все места на карте
- А затем, разгруппировали их «в кучки», согласно местонахождению
Следующим вопросом будет на сколько ночей заказать гостиницу в каждом городе.
Начинаем «упаковывать» достопримечательности в расписание на каждый день, учитывая массы ограничений (как то: темп путешествия, часы и дни работы, не более одного массажа или пляжа в день итд). А затем подсчитываем сколько дней потребуется на посещение всего запланированного.
Оптимальное решение задач подобного класса (известного как «задача о рюкзаке») находится путем полного перебора всех возможных вариантов. В обычной же жизни мы просто пытаемся интуитивно угадать достаточно хорошее решение за разумное время.
Вопрос #4: каким транспортом добираться?
Начинаем выбирать виды транспорта, учитывая сколько времени займет добраться из одного места в другое. Можно ли успеть посетить хоть что-нибудь в тот же день, учитывая время прибытия, чек ин в гостинице и время работы достопримечательностей?
Здесь fun начинает сменяться легким чувством напряга, ибо перебирать рейсы, станции, полеты и местные автобусы уже не так увлекательно как пролистывать фотографии аутентичных храмов и красивых видов.
Но вот уже и этот рубеж пройден, ощущается приятное тепло по телу, ведь план путешествия почти завершен! Reeeeeeally?
Вопрос #5: как учитывать бюджетные рамки?
- «Рюкзачники» всегда рады сэкономить: не лучше ли предпочесть ночной поезд гостинице? Можно ли арендовать мотоцикл чтобы не платить за такси? Останется ли достаточно денег на хороший отель побаловать себя после многодневного похода в горы?
- «Средний класс» наверняка предпочтет платить разумные суммы чтобы сэкономить количество неожиданностей, которые нужно будет разруливать «в моменте» (пишу с Пангана, «обожаю» это слово).
- VIP-клиенты готовы щедро заплатить за максимальный уровень комфорта и эксклюзивный опыт.
Вопрос #6: как совместить ответы на все заданные ранее вопросы?
Старательно составляя мозаику маршрута, зачастую приходится обнулять проделанную работу и начинать заново. Подкрепим примерами:
- Вы нашли авиарейс по более низкой цене, новое время прибытия может повлиять на посещение достопримечательностей, которые открыты лишь в определенные дни или часы;
- Вы решили ехать ночным поездом, по приезду хотите немного отдохнуть в отеле перед выходом в город, а музей открыт только до обеда;
- Спланировав «под завязку» несколько дней в одном городе (выпавшие, скажем, с понедельника по среду), вы вдруг прочитали что главный рынок открыт лишь в субботу и воскресенье: возможно понадобится поменять очередность посещения городов;
- Завершив планирование путешествия, вы посмотрели цены на отели и все же решили сократить количество ночей в отелях в очень известных (читай, недешевых) «туристических» городах: теперь вам надо понять какие достопримечательности можно безболезненно пропустить;
Вопрос #7: что происходит при изменениях по ходу путешествия?
Ура, план готов! Но на самом деле все только начинается:
- Вы приехали в город на целых 3 дня, а там оказалось просто скучно;
- Назавтра после обеда обещают дождь так что придется вычеркнуть парки, пляжи и другие места без крыши;
- Ну что же еще может произойти? Например, легкий, но не всегда приятный отходнячок. Отлежимся полдня в гостинице, пытаясь понять какие достопримечательности можно опустить за отсутствием времени (ведь поезд заказан на завтра).
Вопрос #8: кто здесь?
Социализация очень важна, причем не только для одиноких холостяков:
- Часто бывает интересно встретить людей своего круга интересов;
- Некоторые путешественники предпочли бы поехать на экскурсию или снять вместе джип;
- Мама и папа хотят посмотреть вечерний фильм в хорошей компании, хорошо бы найти еще семью и заказать няню сообща;
Что имеем в итоге?
Планирование — это нелегкая задача. Некоторые даже предпочитают групповой тур индивидуальному, перекидывая большинство проблем на широкие плечи гида.
Для желающих путешествовать вне группы существуют следующие варианты:
- Спланировать все самому. Полный контроль над результатом. Занимает время.
- Обратиться к турагенту. Обойдется недешево. В первую очередь будут продавать туры из своего ассортимента и не будут названивать с вопросами «Как ты? Хочешь остаться на подольше или сорваться в новое место раньше срока?».
Для острастки добавим социальные потребности умеренных экстравертов: родственная душа может находиться в паре километров попивая пиво (или кофе). Не хотелось бы упускать возможность пообщаться, так ведь?
Вывод
Я начал думать над созданием умного мобильного приложения которое:
- Умеет быстро создать персонализированный план под каждый запрос, учитывая все вышеупомянутое;
- На протяжении всего пути постоянно адаптируется под изменяющиеся предпочтения путешественника;
- Помогает объединяться в группы по интересам.
Так зародилась идея Itini.
Что дальше?
Все вышеописанное является моим видением функционала современного планировщика путешествий. Мы начали с Таиланда, и первые пользователи приложения уже «на ура» оценили результаты нашего алгоритма.
Узнайте о нас больше!
Установите приложение
Посетите наш вебсайт
Вступите в группу для первых пользователей на Фейсбуке
Следите за нашей страницей в LinkedIn