«Новые тренды в новой реальности» — как изменится мир в самом ближайшем будущем?

Всем доброго дня, на связи ThePartners! В рамках проекта мы еженедельно проводим открытые Zoom-встречи с предпринимателями, где обмениваемся опытом и делимся инсайтами. Сегодня наш гость — Александр Ивлев, управляющий партнер компании EY по странам СНГ, заместитель руководителя по работе с клиентами по странам Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии. В интервью Кириллу Фомичёву, сооснователю ThePartners, Александр поделился мыслями о том, какие изменения ждут мир в будущем, и как использовать эти мегатренды в своем бизнесе.

Александр Ивлев и Кирилл Фомичёв
Александр Ивлев и Кирилл Фомичёв

Кирилл Фомичёв: Какие исследования проводит ваша компания?

Александр Ивлев: Компания EY проводит большое количество разноплановых исследований, связанных с инвестиционной деятельностью, индустриальными обзорами и т. д. Исследование «Новые тренды в новой реальности» - скорее носит стратегический характер, как обзор мега-трендов. Мы делаем это исследование уже несколько лет, приглашаем внешних экспертов, включая футурологов, визионеров; беседуем с нашими консультантами, аналитиками по всему миру. В результате получаем «живой» продукт, который учитывает все внешние факторы и отражает наше видение того, что будет происходить в ближайшем будущем.

Ваше исследование полезно только крупному бизнесу или бизнесу любого масштаба?

Скорее всего, это будет относиться практически ко всем. Это полезный материал и для крупного бизнеса, занимающегося инвестициями, и для государственных структур, но также для всех, у кого есть какие-то трансграничные транзакции, а это может быть и малый, и средний бизнес. Поэтому даже сравнительно небольшой проект может вынести для себя полезные идеи, например, о том, как будет меняться потребитель, технологический ландшафт, и так далее. Мегатренды коснутся практически каждого, независимо от размера бизнеса.

Мы говорили ранее, что пришло время удаленной работы, цифровизации экономики и связанных с ней последствий. В марте пришел коронавирус, и все те тренды, о которых мы говорили, стали реальностью. Кто-то оказался готов к этому, а кто-то нет. Наша компания, например, всего за неделю перешла в режим удаленной работы, т.к. мы это предвидели.

Иными словами, если знать о мегатрендах и представлять их заранее, то в какой-то степени можно предполагать, по какой траектории пойдет дальнейшее развитие. Это и позволяет людям, которые думают о будущем, иметь несколько стратегий развития.

Расскажите, какие ключевые тренды вам удалось выявить?

Прежде чем говорить о трендах, упомяну о движущих силах.

Во-первых, происходит очень сильный рост активного населения. Он поддерживается развитием новых технологий и связан с резким увеличением скорости передачи данных.

Второй фактор, который мы на себе сейчас ощущаем — рост деглобализации. Посмотрите, что происходит — каждая страна пытается придумать технологию борьбы с коронавирусом, разработать свою вакцину. Это подтверждает тот факт, что мир изменился очень сильно и перестал быть таким глобальным, как раньше.

Третий важный фактор — это поколение Z, представители которого сами меняют рынки потребления. Они стали основной аудиторией медиаконтента. Если у их родителей — более старшего поколения, главной задачей было обеспечить семью всем необходимым, то поколение Z руководствуется иными ценностями: забота об экологии, сохранение окружающей среды, экономика раздельного владения (sharing economy).

Четвертое — это нарастающее изменение климата. По словам экспертов, в России климат теплеет быстрее, чем в других странах.

Если говорить о трендах, давайте перечислим следующие:

1. Декарбонизация, то есть снижение выбросов углекислого газа. Эта тема становится одной из ключевых, ее также активно обсуждали на экономическом форуме в Давосе. Компании сами стараются снизить эмиссию углеводорода. Например, EY планирует прийти к нулевому выбросу углекислого газа к концу 2020 года.
Идет поиск и внедрение экономически эффективных возобновляемых источников энергии, перевод на них транспорта, производства, системы отопления. Использование «чистой энергии» и цифровая оптимизация внедрения децентрализованного потребления энергии — все это становится очень важным. Но не думаю, что в России это произойдет достаточно быстро.

2. Технологические и экономические войны, хотя не хотелось бы использовать этот термин. Санкционные торговые войны уже принимают иной характер. По данным исследования Deutsche Bank, 41% американцев уже не хотят покупать китайские вещи, а 35% китайцев не хотят приобретать американские. Этот тренд переходит и в цифровое пространство, начинаются цифровые войны, попытка контроля цифрового пространства и социальных сетей — контроль Tik-Tok со стороны американского бизнеса.

Новый тип холодной войны возникает на фоне конкуренции за формирование технологической инфраструктуры следующего поколения. В этих условиях компании все чаще оказываются под перекрестным огнем: популизм, торговые споры, черные списки компаний, гонка вооружений, информационные и кибератаки — это постоянная невидимая война, которая сопряжена с рисками для международных компаний.

3. Синтетические медиа. Это новости, которые могут быть созданы алгоритмами и искусственным интеллектом. Все это создает не только вербальный, текстовый контент, но и визуальный. Целая волна скандалов, основанных на фейковых новостях, войны ботов сильно меняют медиапространство. Доступ к информации в цифровом мире, с одной стороны, дает большие преимущества всем нам, а с другой — широкие возможности для того, чтобы нами манипулировали. Если раньше речь шла в основном о политике, то сейчас это влечет и непосредственные риски для бизнеса.

4. Изменение мышления под влиянием технологий. Молодежь, например, все больше потребляет видеоконтент, в итоге у них развивается клиповое мышление. Многие процессы — распознавание образов, пилотирование транспорта, развитие роботов – все это влияет на то, как формируется сознание человека и вырабатывается его подход к жизни. Само поведение человека тоже в какой-то степени становится товаром, который можно продавать в количественном, стандартизованном, упакованном виде. Товаром становятся и данные о потребителях, то есть это касается каждого из нас.

5. Стирание границ между работой и личной жизнью. Учеба, работа, досуг — все настолько перемешивается, что ведет к размытию границ рабочего дня. Это может привести к сокращению рабочей недели, переходу многих команд на проектный подход.

Технологические изменения порождают новые сегменты рынка и профессии. Более гибкий подход к организации рабочего времени будет расширять и возможности для системы обучения. Удаленная работа и развитие подрядных работ привели к тому, что люди оценили их комфорт и удобство и стали легче воспринимать такой формат.

Новый подход к образованию. Если раньше знаний, полученных в университете, человеку хватало до пенсии, то теперь каждому из нас необходимо постоянно учиться и оттачивать новые навыки.

6. Микробиомы. Биотехнологии могут расширять способы решения тех или иных проблем в следующих отраслях: производство удобрений, разработка лекарств, биотоплива, продуктов питания.

7. Синтетическая биология. С моей точки зрения, это самый быстрорастущий рынок. Инструменты для чтения ДНК уже через 50 лет станут многомиллиардным рынком. Это приведет к тому, что наш мир будет совершенно иным: появятся новые рынки, и я думаю, что Африка будет одним из ключевых континентов, где будет происходить рост. Индия и Китай также остаются странами, имеющими очень высокий потенциал для роста.

Какие технологии или сценарии поведения уйдут в прошлое, а какие выйдут на первый план, учитывая новые тренды?

Поскольку происходит конвергенция индустрий, можно говорить не об исчезновении технологий, а скорее об их видоизменениях. Вспомните, у нас когда-то были телевизоры, проводные телефоны, фотоаппараты, видеокамеры и компасы – теперь это все заменили смартфоны. Отмечу также, что участие человека в каких-то базовых процессах будет сильно минимизировано. Во всех сценариях поведения будет преобладать максимальная цифровизация и персонализация.

Что изменится в процессах найма и управления персоналом?

Будет уделяться больше внимания цифровизации, удаленной работе, гибкому графику. Поскольку молодежь имеет иные приоритеты, чем более старшее поколение, это будет отражаться на структурировании политики компании в области управления кадрами. Одна из ключевых вещей – объединение инновационного и традиционного подходов и конвергенция индустрий. Будут создаваться экосистемы (как, например, Сбер), включающие в себя и стартапы, и традиционные компании. Благодаря возможности организации удаленной работы будут еще больше привлекаться талантливые кадры в регионах.

Что будет в России?

Мы являемся частью мира, поэтому все вышесказанное будет происходить и у нас в стране. Есть, конечно, определенная специфика – например, зависимость экономики от природных ресурсов, но в целом, я считаю, что мы идем в том же направлении и приблизительно в таком же темпе, что и другие страны.

Автор: Ирина Каримова. Ред.: Мила Аксёненко

11
Начать дискуссию