Как отвечать на вопрос «Сколько стоит сделать сайт?»
Эта статья – часть письма, в котором я отвечаю на вопрос «Сколько стоит сделать N». Если вам задают такой вопрос, то ваш клиент не знает про специфику IT. Здесь то, о чём нужно обязательно сказать клиенту.
Письмо
Процесс разработки разных сайтов отличается и не всегда можно сказать стоимость сразу. Вот немного об этом.
Есть два типа сайтов: промо и сервисы. Промо-сайты не нуждаются в поддержке и решают маркетинговые задачи. Сервисы же нужно дорабатывать и чинить баги. Блог, магазин, маркетплейс или корпоративная соц. сеть – это сервисы.
Промо-сайты
У промо-сайтов цену почти всегда можно посчитать в самом начале. Достаточно сказать, что вам нужна посадочная страница.
Сервисы
Разработка сервиса – это не продукт, а процесс. У процесса нет стоимости, но есть количество денег, которое он сжирает в единицу времени. Поэтому важно как можно быстрее сделать версию, способную решать задачу – MVP. Для этого задачу нужно понять. Алгоритм обычно такой:
- Описать бизнес-процессы. Это нужно чтобы синхронизировать представление о работе сервиса для исполнителя и для заказчика. Этап важный, После описания БП у нас пару раз получалось так, что задумку выполнить вообще невозможно.
- Превратить бизнес-процессы в список фич. Фича – это описание кусочка бизнес-процесса – потом мы разобьём её на задачи для разных исполнителей.
- Приоритизировать фичи.
В первую версию берём те фичи, без которых задача не будет выполняться и ставим дедлайн. Список этих фич может меняться в процессе разработки, но теперь мы можем оценить, сколько людей и денег нужно, чтобы успеть. Первая версия – это не конец, ведь ваш сайт будет меняться по мере получения новой информации. Требования будут меняться гораздо быстрее, чем кажется в начале проекта. Поэтому когда сделаем первую версию расходы никуда не денутся, но появятся доходы.
И что дальше?
Давайте сделаем так:
- Зафиксируем функционал, который должен быть в первой версии. Для этого пропишем бизнес-процессы.
- На основе БП нарисуем прототипы экранов.
- Я посчитаю, сколько времени и денег понадобится на создание страниц и серверной части.
На выходе у нас получится три документа:
- Прототипы;
- Бизнес-процессы в разрезе приложения в формате BPMN;
- Коммерческое предложение со стоимостью и сроками.