Когда нет сил написать текст

Вчера один мой клиент на копирайтинг, который регулярно много пишет и выступает на конференциях, сказал невероятно точную фразу. “У меня не то, чтобы нет вдохновения или темы, про что писать. У меня нет сил написать текст”.

когда надо написать статью, а ты вот так
когда надо написать статью, а ты вот так

Это совершенно правдивое описание. Чтобы сделать из мыслей читабельный текст, нужны гигантские энергозатраты. Когда атомная электростанция нашего организма сама нуждается в подзарядке, то на тексты ничего не остаётся.

Чтобы написать содержательный текст, нужно пройти как минимум пять этапов. На них надо найти не только время, но и энергию:

  1. собрать мысли в пучок;
  2. структурировать их;
  3. подобрать аргументы, документы;
  4. вспомнить примеры из практики;
  5. подобрать синонимы и хлёсткие метафоры, чтобы получилось красивое и нетривиальное чтиво.

Понятно, что можно отдать материал копирайтеру, при этом всё равно придётся проделать пункты 1, 3 и 4.

автор складывает данные для статьи
автор складывает данные для статьи

А лекарство от страданий есть?

Делюсь методами, как я добываю силы на текст. Это облегчит муки творчества и заказчикам текстов, и копирайтерам.

Метод “Дуэль”. Вызываю эксперта-автора статьи на разговор по телефону/видеосвязи. Задача: погрузиться в детали темы и в мир, который автор создаёт своими размышлениями. Как если бы это была компьютерная игра, и мне надо выяснить детали и начать играть. Личный разговор помогает зарядиться идеей, вдохновиться инсайтами и настроиться на стиль автора. Когда пишешь от лица другого человека – нельзя игнорировать это персональный стиль общения.

Этот метод хорош, когда есть хоть какие-то тезисы материала. Если тезисов нет совсем, а есть только тема, то я использую второй метод.

Метод “Сёрфинг-интервью”. Я искала, как бы сослаться на глубинное интервью, не называя его глубинным, потому что это не совсем то. Подводное, морское, дайвинг… остановилась на сёрфинге. Этот метод – на вооружение копирайтерам, а если вы – автор, то просите копирайтера посёрфить с вами в моменты “творческого ступора”. Сейчас нам не нужно исследовать тайники заданной темы (как в глубинном интервью). Погружаться в детали, как в “Дуэли”, мы тоже не можем, потому что деталей пока нет. У нас есть эксперт, который не в силах достать мысли из головы. Вместо допроса здесь нужно нечто мягкое, не напрягающее, что бы помогло человеку разговориться.

Начинаем сёрфить издалека: с любой темы, на которую эксперт говорит с охоткой. Постепенно включаем вопросы по теме статьи. Вопросы, само собой, копирайтер готовит заранее (из проблематики темы, логики изложения, из раскопок в интернете). Интервью записывается на диктофон, на основе расшифровки пишется текст. Журналистика – сводная сестра копирайтинга.

группа сёрферов-копирайтеров
группа сёрферов-копирайтеров

От поверхностных вопросов постепенно переходим к самой сути, обильно используя ассоциации и вопросы типа “на что это похоже?” Например, если статья про налоговые проверки, то можно спросить, какие ощущения вызывает внезапный приход инспектора, и что при этом сотрудники бухгалтерии делают неправильно. От образов и чувств постепенно подплываем к чёткой теории и стройным выводам. Структура будущей статьи – у копирайтера, он ведёт по ней эксперта за ручку. Фишка в том, чтобы вспоминание и формулирование не было через силу. Как вы понимаете, провернуть такое в письменном опроснике невозможно, легкость придаёт именно устное общение. На выходе получаем и вдохновение, и фактуру статьи.

Вот мои методы, чтобы разогнать энергию писательства. Поделитесь, что используете вы?

11
Начать дискуссию