Как горы, темнота и театр помогают учиться

Классического образовательного процесса с посещением лекций и семинаров уже недостаточно – появился запрос на новые форматы, которые мотивируют и вовлекают слушателя. На примере программы «Upgrade 2.0: осознанное лидерство» рассказываем о нестандартных формах обучения и какие множественные результаты они могут принести.

Как горы, темнота и театр помогают учиться

Что такое обучение через погружение?

По мере профессионального роста потребность в развитии практических навыков смещается в сторону самопознания. Многие наши слушатели приходят с запросом заново познакомится с самим собой, расширить свои горизонты, выйти из зоны комфорта, пройти внутреннюю трансформацию.

Иммерсивное обучение или immersive learning основано на погружении обучающихся в реальную или виртуальную среду. Ключевая особенность такого обучения — нелинейность и возможность получить множественные и неочевидные результаты. Кроме того, такие форматы требуют от слушателя постоянного включения в процесс и рефлексии.

Давайте рассмотрим более подробно те варианты, которые мы применяем в обучении.

Поход за силой

Треккинг и походы в горы набирают популярность по всему миру. И, конечно, такой формат в первую очередь выбирают из-за пользы для ментального здоровья. Пешие путешествия снижают уровень стресса, вдохновляют и дают внутреннюю энергию, помогают понять себя и мыслить шире.

Стив Джобс отправлялся на пешие прогулки, чтобы обдумать важные решения. Альберту Эйнштейну прогулки помогали ему находить новые идеи и решения, а Лев Толстой, говорят, один раз ушел в такую дальнюю прогулку и погрузился в свои мысли, что почти потерялся в Ясной Поляне.

Однако у нас на программе никто не терялся. Группа проходит инструктаж, а на пути ее сопровождают профессиональные инструктора, коучи и преподаватели. Сам поход — путешествие к самому себе: каждому предстоит выполнить набор заданий, которые послужат базой для глубинной рефлексии своего лидерского стиля. В фокусе внимания находится решение задач в группе, а также взаимодействие с людьми. Участникам предстоит ответить на следующие вопросы:

  • Каким я себя увидел и открыл в пути?
  • Как меня увидели другие?
  • Как меня считывает реальность?

В походе мы ведем видеосъемку, которая помогает участникам увидеть себя со стороны и проанализировать этот опыт.

Маршрут проходит в Краснодарском крае. Путь начинается с набора высоты, продолжается по лесной тропе, пролегающей рядом с водопадом. В конце пути группа приходит к развалинам Ачипсинской крепости. Общая протяженность маршрута составляет примерно 7 км. Сложность тропы — минимальная.

Обучение в темноте

Темнота — другая реальность, в которой нет привычных ориентиров. Задачи, которые при свете можно решить за 2-3 минуты, становятся почти невыполнимыми. Кроме того, обучение в темноте — серьёзный выход из зоны комфорта: кого-то она пугает и «замораживает», а кого-то, наоборот, мобилизует и помогает найти в себе скрытые ресурсы.

Такой опыт становится важной частью для глубинной рефлексии и помогает развить:

  • Доверие

Эмоциональные и физические переживания стимулируют открыться команде и полностью доверять ей.

  • Коммуникацию

Слова, произнесенные в темноте, приобретают особое значение. Умение слушать и правильно доносить свои мысли – единственный способ прийти к цели.

  • Креативное мышление

В процессе обучения начинается поиск нестандартных решений.

Мастерская в театре

Актерское мастерство и выступление в театре — это опыт, который не всем удается получить в обычной жизни. Театр открывает человека, помогает ему прожить другую жизнь или свою же, но по-другому. Сцена — источник творческих потрясений, эмоций, чувств, в том числе возможность по-новому физически ощутить своё тело.

Кроме того, развивает самые разные навыки — публичные выступления и коммуникации. Происходит работа с телом через необычные для участников упражнения. Например, представить себя растением и изобразить его жизненный путь от ростка до раскрытия бутона или играть в волейбол без мяча.

Также группа при помощи музыки и танцев учится слышать свое тело, двигаться и взаимодействовать с другими. Такой опыт помогает поступать так, как хочется в настоящий момент.

Для усвоения пережитого опыта после иммерсивного обучения проводится групповой коучинг, где у каждого есть возможность отрефлексировать и присвоить важные для себя инсайты, а также получить обратную связь от других участников и узнать, каким тебя увидели со стороны.

1
Начать дискуссию