4 принципа эффективного взаимодействия с командой

Принципам и методам построения эффективных IT-команд посвящено достаточно много литературы. Именно в IT вопрос грамотного планирования и организации работы специалистов является ключевым. Стоимость времени основных сотрудников очень велика. Неэффективное его использование = потери для компании и неконкурентная цена проекта для заказчика.

Поэтому я тоже хотел бы поделиться своими советами по построению эффективной командной работы. Они основаны не столько на литературе, сколько на моем личном опыте менеджмента проектов.

4 принципа эффективного взаимодействия с командой

1. Предварительное осмечивание

Это просто must have во всех случаях, кроме внутренних проектов, которые вы делаете с проверенными специалистами. При таком исключении допустима работа «на доверии» и/или неограниченные сроки на задачу.

Во всех остальных случаях, и особенно когда работа ведется над проектом для заказчика, задачи нужно осмечивать предварительно.

  • Это во-первых, даст вам страховку от неисполнительности специалиста. Называя сроки, он принимает ответственность на себя. И если сотрудник выбился из графика, это его проблема, когда наверстать потерянный темп: по вечерам или на выходных. Вы как менеджер и проект в целом получают гарантированное выполнение задачи в обозначенный срок.
  • Во-вторых, позволяет предоставить заказчику более точные даты реализации проекта и предоставить гарантии. При помощи пени, которая взимается с сотрудника за просрочку, можно застраховать компанию от финансовых и репутационных потерь при задержке сдачи проекта.

Не стоит сотрудничать со специалистами, которые систематически нарушают заранее установленные сроки. Это значит, что он и дальше продолжит задерживать команду и срывать дедлайны сдачи проектов. Конечно, бывают и случаи, когда сотрудник ценный, просто слишком самонадеянно оценивает сроки на выполнение. В таких случаях нужно находить индивидуальный подход, особенно если специалист действительно квалифицированный. Например, можно увеличивать буферы к тому времени, которое называет исполнитель. Даже если он в очередной раз ошибется, это не повлияет на работу команды.

Есть и обратная сторона — раздувание необходимого на работу времени. Исполнители, к сожалению, заинтересованы в том, чтобы назвать больший объем часов на задачу. В таком случае они могут быстро ее решить, а остаток времени потратить на свое усмотрение. И если вы как менеджер проекта не контролируете то время, которое вам называют, будьте уверены, что очень скоро часы будут необоснованно раздуваться. С этой проблемой можно бороться двумя способами:

  • Заверять названное специалистами время на задачу с опытными коллегами с этим же профилем. Они смогут сказать, справедлив ли запрошенный объем времени.
  • Проводить тендеры. Запрашивать оценку времени у разных специалистов, и выбирать тех, кто называет более оптимальные цифры (естественно, с учетом квалификации работника).

Предварительное осмечивание задач имеет ряд недостатков и особенностей, но это наиболее эффективный метод взаимодействия со специалистами. Если оплачивать работу по факту ее выполнения, оплачивая затраченные часы, это невыгодный для компании подход. Рано или поздно, сроки начнут раздуваться, а это приводит к более высоким затратам на разработку.

2. Следите за настроением сотрудников. Стройте личные отношения

Личные близкие отношения с сотрудниками — недооцененное оружие любого руководителя. Многие директоры наоборот избегают близких личных отношений, считая, что это ставит под угрозу субординацию и рабочее взаимодействие.

Я к таким управленцам не отношусь. Я считаю, что сотруднику сложнее подвести, сложнее перестать поднимать трубку посреди проекта, когда вы знакомы лично.

Более того, общаясь с работником напрямую и неформально, проще увидеть перемены в его настроении и его личные проблемы, мешающие эффективной работы.

И этим тоже нельзя пренебрегать, несчастливый сотрудник работает хуже. Это реальность, а не просто цитата из книжек по менеджменту. Если сотрудника что-то беспокоит, он будет постоянно отвлекаться, допускать ошибки и задерживать реализацию проекта.

Поэтому хороший менеджер должен внимательно следить за ментальной готовностью сотрудников, замечая резкие перемены в настроении и потенциальные проблемы эффективности.

3. Приветствовать инициативу

Очень важно создать в команде доверительную и открытую атмосферу. Такую, чтобы каждый член команды мог выдвигать свои предложения, без страха получить негативную реакцию. Это важно, чтобы постоянно получать обратную связь и экспертную оценку от специалистов, которые непосредственно погружены в выполнение конкретной задачи.

Например, если программист занимается реализацией утвержденного в проектной документации функционала, то он лучше других видит недостатки проекта. Он может предложить доработки и изменения, которые пойдут на пользу разрабатываемому продукту.

Если в команде нет доверительной атмосферы, специалист просто выполнит поставленное техническое задание, не внося свои предложения. От этого проигрывают все:

  • Заказчик получает проект, который хуже того, который мог быть.
  • Компания теряет репутацию из-за того, что неточности и ошибки увидит клиент.
  • Сотрудник, естественно, получит замечание из-за того, что не досмотрел. А претензий к нему не может быть, он выполнял поставленную задачу.

А все из-за того, что в команде не выстроена практика проявления инициативы.

4. Повышайте свою техническую грамотность

Эффективность команды всегда начинается с руководителя. Менеджер проектов должен обладать высоким уровнем технической грамотности. Управленец должен не только общаться с исполнителями на одном языке, но и подсказывать конкретные решения, а также иметь возможность проверить выполненную работу.

Высокий уровень технической грамотности менеджера проектов также дает и другие преимущества.

  • Во-первых, можно отвечать на специфические вопросы заказчика о реализации того или иного функционала, не советуясь с исполнителями.
  • Во-вторых, технически подкованного менеджера сложнее обмануть, сложнее подсунуть некачественную работу, сложнее раздуть сроки при осмечивании.

Также это позволяет руководителю точнее оценивать время на реализацию проекта и отдельных его частей, включать лучшие решения в проектную документацию.

Эти простые принципы позволят вам развиваться как менеджеру проектов, а также выстроить вокруг себя эффективную и результативную команду.

Ссылка на курс для жителей России

Начать дискуссию