Как выбирал снегоход для леса. 3 критерия. Почему не взял BRP
Меня зовут Алексей. Живу в деревне, среди густых лесов Ленинградской области. Почти 10 лет один, без напарника, катался зимой на утилитарных снегоходах. В радиусе 100 км прошел по всем трассам не один десяток раз и мне стало скучно. В статье расскажу, как искал снегоход, подходящий именно для моих задач.
Утилитарный — мощный и тяжелый снегоход
Вес тяжелого снегохода часто достигает полутонны. Производители указывают сухой вес — 270-370 кг:
- Прибавим к нему жидкости, бак бывает до 60 л.
- Если съезжать с трасс, в кофре нужно иметь лебедку, домкрат, веревку и лопату. Это еще 10-15 кг.
- Райдер с одеждой и налипший снег придают дополнительный вес.
- Вес набирается и по мелочам. Например, я беру на всякий случай лыжи, чтобы выйти по своему следу обратно.
На тяжелом снегоходе нужно внимательно планировать каждый шаг. Шансов застрять много, а выбраться в одиночку сложно. Когда стоит выбор между сложным или простым маршрутом, обычно выбираю второй вариант. Меньше устанешь, вовремя пройдешь, вернешься домой не поздней ночью.
Бывало, съезжал с трассы 10 метров и возвращался на неё через час, изрядно наработавшись домкратом и лопатой. Реальность выдавливала на накатанные пути. Из-за веса плавучесть машины по снегу плохая, часто застревает.
Я научился хорошо управлять снегоходом в условиях леса. Но осторожность осталась, ошибки совершать не хотел и это сильно ограничивало маршрут. Мне хотелось полной свободы передвижения.
Тяжелые снегоходы больше подходят для работы, перемещения тяжелых грузов и движения на длительные дистанции. Съезжать с накатанных трасс можно, когда сформировался наст. До этого многие сидят и ждут, когда какой-то смельчак пробьет дорогу, чтобы проехать по следу.
3 критерия выбора проходимого снегохода для леса
Мне было важно, чтобы новый снегоход соответствовал ряду критериев:
- легкий вес, проходимость, маневренность,
- тихий четырехтактный мотор без запахов как у двухтактных моторов,
- экономичность в эксплуатации и простое обслуживание.
Было бы неплохо, если им могли управлять жена или сын — для совместных поездок в зимний лес. Таких снегоходов ни у одного производителя нет. Либо дохлые, либо тяжелые.
Горник не рассматривал. Лёгкий, но… По лесу на нем не проехать. Резкий подрыв мощного мотора и ты либо в дереве, либо гусеница режет снег и закапывается. Резкий звук и запах 2т двигателя.
Был у БРП снегоход «Тундра 300» с 27 л. с. лет двадцать назад. Но, к сожалению, вектор развития пошел по увеличению мощности, так как выгоднее продавать дорогие снегоходы.
Снегоход эндуро «Сталкер»
Два года искал снегоход под свои задачи. В чате владельцев моего утилита начал ныть, что хочу что-то похожее на Стелс Капитан, только с бодрым мотором. Движок 9 лошадок меня не устраивал.
Случилось чудо. Мне посоветовали обратиться к Дмитрию Бардину. Он с 2014 года модернизирует малокубатурные снегоходы. Начинал со СноуФокс, Динго, а сейчас занимается модернизацией Капитанов.
Это слабо сказано — модернизацией. Выкидывает из него практически все, кроме пластика. Ставит гусеничный блок от горника, более мощный мотор. При этом сохраняет легкий вес, как у Капитана.
Снегоход называется Сталкер. Гусблок от BRP имеет близкую к идеалу подвеску, гусеницу с грунтозацепами от 55 до 65 мм для сцепления с поверхностью. Плавучесть феноменальная. Я прыгаю на трамплинах, приземляется идеально. Мой вес 115 кг.
Мотор прокачан до 250 кубиков с вариатором и трансмиссией. Мощность 21 л. с. Рама модернизирована и усилена. Пластик от Стелс Капитан.
Кто-то скажет — дохлый мотор… Запрягаем двадцать одну лошадь в одну упряжку и получаем? Да еще с весом не в пол тонны, а всего 180 кг.
Опасения перед покупкой
Мы с другом заказали по снегоходу. Он отдал своего Капитана на модернизацию, мне пришлось купить донора. Я знал все болячки, потому что помогал их устранять. Смотрели видео, ковырялись вдвоем.
Могу сказать, что дешево — это не всегда хорошо. Вроде должен наслаждаться, а получается, что снегоход — источник постоянных проблем и доработок. Если руки растут из правильного места, их без проблем можно устранить. Но мы не такие, нам нужно готовое!
Я катался на Капитане Лонг. Все мои снегоходы были все мощные, тяжелые и брутальные, удовольствия от Капитана не получил. Вибрация от двигателя, гусянка имеет какой-то шов, на каждом обороте порождает вибрацию и издает звук.
По накатанной трассе можно до 45 разогнать, но съезжаешь в снег и становится уныло. Не более 15 км час на максимуме. Я боялся получить что-то более бодрое, но подобное Капитану. Мне нужен был взрослый снегоход, но легкий.
Снегоход «Сталкер» не подвел
Получили два экземпляра в январе 2024 г. Утром того же дня, когда привезли снегоходы, мы катались на двух утилитарниках. Съехали с трассы и, не заезжая в лес, застряли в поле два раза. Кое-как выехали на трассу, перекрестились и больше с нее не съезжали.
После обеда сел на Сталкер и один поехал в пухляк около 1 м. Капот снегохода часто был под уровнем снега. На мое удивление, я проехал по лесу около 10 км с маневрами. Застрял всего два раза. Чтобы выехать лопаты не понадобилось. Я был немного шокирован — а что так можно было?
За два месяца до конца зимы прошел 1200 км. Ездил не по накатанным трассам, а в лесу — вне трасс. Выезды со съемками видео были почти каждый день.
Могу добавить следующее:
- На заправку практически перестал ездить.
- На утилитарник сел всего один раз, когда катались с женой на двух снегоходах, она на легком.
- Из расходов: купил ремень вариатора за 2 т. р. (брендовый стоит в 10 раз больше — 20 т. р.) и свечу за рублей 400. Еще заменил в моторе масло на обкатке и через 1000 км — 1 литр 10w40, нужно открутить 5 болтов, один из них сливной.
Все выезды снимал на видео, посмотреть можно на моем канале.