“Неиспорченный телефон”: юридическое дизайн-мышление
Информация – один из самых ценных ресурсов в постиндустриальной экономике. Важными показателями становятся точность и полнота донесения сообщений до целевого пользователя. При этом такие факторы, как большой объем исходного материала, дефицит времени и загруженность пользователя могут повлечь за собой смысловые потери, способные повлиять на бизнес-процессы.
На внешнем контуре грамотно выстроенная коммуникация с передачей всех заложенных месседжей до целевого пользователя может принести много "плюшек". В частности, стать источником паблисити и влияния. Таким образом, контент-стратегия становится рычагом для управления имиджем и репутацией.
Как упаковать и доставить информацию так, чтобы это работало максимально эффективно?
Набирающий популярность подход к организации процессов строится на эмпатии и позволяет вместе с клиентом прожить опыт взаимодействия с продуктом, в данном случае с информацией. Фокус на пользователе порождает нестандартное решение задачи, инновационное предложение и снижение неопределенности и рисков.
Процесс дизайн-мышления включает 5 традиционных этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототипирование и тестирование. В контексте юридического дизайна подготовкой к прохождению всех этапов будет определение целей проекта.
На первом этапе необходимо изучить аудиторию (конечных пользователей документа, их характеристики и потребности).
На шаге фокусировки команда собирает данные из внутренних и внешних источников, в частности, проводятся исследования. Процесс может затянуться, поэтому лучше устанавливать дедлайны. В результате вы должны увидеть реальное положение вещей и четкое выражение проблемы, которую необходимо решить. В контексте работы с документами вы должны ответить на следующие вопросы:
- Есть ли похожие кейсы, чем они отличаются и как их можно улучшить?
- Какие юридические месседжи должны быть донесены до пользователя, какая информация важна и необязательна в документе?
- Какую ценность должен принести компании проект?
- Кто заинтересован, кто стейкхолдеры?
После анализа данных и получения инсайтов следующий этап содержит генерацию идей. Результаты исследований также нужно конвертировать (упаковать) в понятный для каждого участника формат, например, важные данные можно вынести на стикеры.
Далее можно начинать мозговой штурм. Многим он знаком и применялся не раз. Несколько моментов для получения лучших результатов:
- "Лучшая импровизация - это подготовленная импровизация". Перед мозговым штурмом готовится не нужно, но заранее донести тему и собранные данные участникам не помешает.
- Чем больше мнений от людей из разных сфер, тем лучше. Разнообразный состав участников сможет генерировать много идей, одна из которых или их синергия может «выстрелить».
- Никакой критики, выключите скептиков на этом этапе.
Также можно использовать метод 6 шляп. Изобрел ее британский психолог Эдвард де Боно. Метод помогает выйти за рамки привычного состояния мозга и позволяет посмотреть на креативную задачу под разными углами.
Механика проста, нужно поочередно надевать шляпы разных цветов и "ролей". Метод можно использовать как для повседневных личных задач, чтобы посмотреть на проблему с разных ракурсов, так и командами для устранения конфликтов и разработки решений в разных сферах (как алгоритм).
Кратко пробежимся по каждой из шляп:
Белая шляпа - факты. Фокус на данных, нет эмоций. Что мы знаем о проблеме? Выявляем причинно-следственные связи и закономерности в развитии. Роль: ученый-аналитик.
Красная шляпа - эмоции. Никаких обоснований. Что подсказывает интуиция и внутренний голос? Роль: художник
Чёрная шляпа - критика. Включаем пессимизм и критицизм. Находим слабые места каждой идеи. Роль: критик
Жёлтая шляпа - возможности. Находим сильные стороны и преимущества каждого решения. Роль: оптимист
Зелёная шляпа - креатив. Творчество, поиск необычных идей и никаких оценок. Чистый поток мыслей и идей. Роль: креативщик
Синяя шляпа - смысл. Подводим итоги. Роль: руководитель/модератор (в начале модератор ставит цель, обозначает проблему)
Подробнее о методе читайте в книге “Шесть шляп мышления, Эдвард де Боно”
Результатом предыдущих этапов становится прототипирование. Первые грубые прототипы могут уже создаваться на начальных этапах. Впоследствии должен получится макет документа (от бумажного до web-выражения).
Включаем тестовой режим и запрашиваем обратную связь у стейкхолдеров и конечных пользователей. Например, попросите изучить исходные материалы и те, которые уже были переработаны, задайте вопросы на восприятие и понимание. Произведите все необходимые итерации продукта и представьте клиенту конечный результат работы.
Юридическое дизайн-мышление предполагает нестандартный и человеко-ориентированный подход к решению задачи. Пользователи хотят документ, который будет отвечать их запросу и потребностям. Для компании это позволит создать дополнительную ценность и приобрести конкурентное преимущество, основанное на эмпатии к клиенту.