The Legal Design Book review: что такое юридический дизайн и зачем он нужен?
Что такое юридический дизайн, зачем он нужен и как применить его на практике? Такие вопросы ставят перед собой авторы книги “The Legal Design Book” Meera Klemola и Astrid Kohlmeier. Мировые лидеры и практики лигалдизайна представили свой гайд по применению инновационного и креативного подхода в юридической сфере с инсайтами и кейсами.
Начнем с определения, которое предлагается в книге.
Юридический дизайн — это "дизайн, применяемый в области права для преобразования юридических продуктов, услуг, работ, систем, бизнес-стратегий, экосистем и пользовательского опыта”. Лигалдизайн объединяет юридическую экспертизу с дизайн-мышлением, методологиями проектированиями и технологическим потенциалом для создания полезных, удобных, понятных и привлекательных юридических материалов для всех.
Авторы также предлагают философию лигалдизайна, вот несколько пунктов из списка:
- Любопытство и творчество
- Сосредоточенность на целях
- Мультидисциплинарная команда
При этом юридический дизайн — это не только красивые контракты (дизайн, значки, цвета), маркетинг или то, чему можно научиться на однодневном семинаре. Также авторы говорят, что лигалдизайн нельзя назвать устоявшейся методологией. По нашему мнению, в каждой стране будет сформировано свое понимание подхода, адаптированное под потребности бизнес- и юридического сообществ и конечного пользователя.
Чем же вызвана юридическая трансформация, и что драйвит сферу?
Эволюция бизнес-требований к юридической функции и потребностей самих юристов, влияние legaltech, изменение способа потребления информации, а также фокус на пользователя — все эти факторы показывают необходимость в креативной и открытой правовой коммуникации.
Следовательно, все более востребованными становятся T-shaped специалисты — эксперты в одной области с компетенциями в других нескольких сферах. В юридическом контексте среди дополнительных компетенций на первый план выходит дизайн-мышление. Эта методология предполагает создание продукта, основываясь на потребностях пользователей, а также творческом подходе к решению задач. Именно этот процесс описан в книге более подробно. Так, после создания команды необходимо провести исследование(интервью, наблюдение и погружение и др.). На следующем этапе анализа и синтеза определяются ключевые аспекты собранных материалов и формулируется проблема. Дальше происходит наиболее креативная часть по разработке идеи и реализации концепции (генерация и отбор идей, мозговой штурм и др. активности). В завершении команда занимается разработкой прототипа и его тестированием.
Если со стороны юристов и потребителей ценность лигалдизайна ясна, какая выгода от его использования компаниям?
Лигалдизайн — это секретный ингредиент, который позволяет трансформировать бизнес в инновационную и человекоцентрическую организацию. Дизайн-мышление как наиболее успешный инновационный метод доказывает свою эффективность на примере множества продуктов и приложений (например, Apple).
По мнению авторов, юридическая экосистема должна двигаться в сторону культуры принятия решений на основе данных и установления KPI, которые показывают, были ли достигнуты бизнес-цели.
KPI в сфере юридического дизайна имеют 2 направления: классические параметры для бизнеса и удовлетворенность пользователя.
KPI также можно разделить на несколько групп (неполный список из книги):
оценка эффективности контракта
- объем и время прочтения документа
- сколько изменений и согласований происходит перед финализацией договора?
- сколько частей документа нуждается в дальнейшем разъяснении или часто ведут к дополнительным запросам с другой стороны
понимание процесса взаимодействия с клиентом
- как часто проводятся исследования клиентов?
- существует ли форма оценки предоставления юридической услуги и формы обратной связи после ее оказания?
- какое количество времени уходит на индивидуальную юридическую услугу для компании и клиента, разъяснение документов и общие запросы?
- какая часть legal service journey занимает больше всего времени?
- сколько людей и систем, вовлеченных в каждую юридическую услугу?
- сколько времени для переговоров с клиентом по общим и специфическим задачам?
оценка эффективности процессов
- сколько контрактов/шаблонов и их видов, с которыми работает организация?
- сколько согласований должен получить документ?
- какое количество людей вовлечено в процесс с начало до конца?
- замерьте время от начала работы документа до его подписания
- как выглядит document journey?
Как можно продемонстрировать ценность лигалдизайна для бизнеса?
Влияние подхода можно разделить на кратко-, средне- и долгосрочные периоды.
После окончания первого проекта с использованием подхода можно оценить первые результаты, но также это будет являться отправной точки для оценки KPI, выстраивания отношений с вашей аудитории и созданию гибкой, меняющейся и открытой культуры. Через год после внедрения инициатив в этой сфере можно выявить сокращение затрат, отдачу от инвестиций и более простые и эффективные процессы. Ваша компания сможет создавать более доступный для понимания юридический контент и улучшит взаимодействие по контрактам и переговорам. Дальше — больше.
В книге “The Legal Design Book” Meera Klemola и Astrid Kohlmeier вы найдете общий обзор подхода и путь его внедрения. Материал может стать хорошим началом для погружения в Legal Design World.