Какие фишки можно скопировать у “религиозного” сайта
Компания-разработчик web-сервисов StepUp рассказывает, как они проверили “религиозные” сайты и какие 3 фишки сайтостроения можно смело скопировать у них для улучшения юзабилити.
Привет! Меня зовут Тимур Алимханов, я партнер компании-разработчика web-сервисов StepUp.
За 9 лет мы разработали 150+ сложных сайтов, в том числе для религиозных организаций, плюс исследовали 50 подобных сайтов с точки зрения юзабилити. В этой статье расскажу о 3 модулях, которые можно скопировать у религиозной организации при создании и развитии портала с коммерческими задачами.
Результаты исследования “религиозных” сайтов
Поскольку представители РПЦ являются нашими постоянными заказчиками, мы недавно решили провести исследование, чтобы понять, как в принципе обстоит дело в сегменте подобных сайтов в части юзабилити. Для анализа были отобраны 50 сайтов основных религиозных течений РФ – православие, ислам, буддизм, иудаизм. Все сайты оценивались 28 юзабилити-параметрам, среди которых актуальность контента, удобство его поиска, наличие инфо о физической безопасности, мобильной версии, информационно-коммуникационных и финансово-платежных сервисов (исследование и его методологию можно посмотреть здесь). Ну и само собой, оценивалось наличие схемы проезда, телефонов, персоналий (да, элементарно, но не везде есть).
Краткие выводы:
- полноценный сервис онлайн-пожертвования либо оплаты услуг есть у 28% сайтов
- менее трети сайтов имеют видео- или аудиотрансляцию богослужений
- лишь на 20% сайтов публикуются отзывы и ответы на поступающие вопросы, при том что у 65% сайтов есть форма обратной связи
- только у 12% сайтов есть версия для слабовидящих
- релевантный поиск по сайту работает менее чем на половине сайтов
- только у половины есть раздел/информация для прихожан, посвященная физической безопасности и соблюдению антиковидных мер.
Однако сайты-победители, набравшие наибольшее количество баллов, отличаются тем, что они не только доносят информацию, дают возможность найти ответы на вопросы прихожан, но и облегчают верующим их повседневную жизнь. В пятерку наиболее удобных для пользователей попали сайты Сретенской семинарии, Московского Сретенского монастыря, Воронежской духовной академии, дацана Гунзэчойнэй и центрального духовного управления мусульман Ростовской области. Подобными сайтами удобно пользоваться - и по сумме баллов, набранных в рамках исследования, и мне, как простому пользователю, видно, что при создании сайта разработчики и заказчики нашли баланс между специфическим контентом, технической стороной и внешней ситуацией. Изоляция так или иначе в последний год коснулась всех - и верующих, и неверующих - поэтому все сайты с высоким трафиком должны были: 1) выкладывать максимум контента и структурировать его, 2) вводить онлайн-сервисы, 3) элементарно поддерживать работоспособность в праздничные и предпраздничные дни, чтобы сайт не “падал” при наплыве посетителей.
И вот как раз на таких сайтах можно подглядеть три интересных модуля, которые пригодятся и после коронакризиса. Они не уникальные, как многое в сайтостроении, но хорошие бизнес-сайты могут смело интегрировать их.
- Модуль по подбору персонала из выпускников с рейтингом
Ничего нового - в модуле можно ранжировать выпускников по наиболее значимому параметру, по сумме баллов, по весу. Например, такой модуль есть на сайте Сретенской семинарии, где руководитель выстраивает рэнкинги выпускников и по успеваемости, и по личностным характеристикам - и рекомендует их для работы в разные приходы.
Кому пригодится: любому образовательному проекту, сотрудничающему, например, с корпорациями, для которых они готовят кадры. Или HR-порталу с узкой специализацией. Или любой компании, которая хочет предоставить клиенту право выбора клиентского менеджера - риелтора, адвоката, финансового консультанта.
Как скопировать: только написать под конкретную задачу.
- Система подачи записок за здравие и за упокой и пожертвований с интеграцией сервиса онлайн-платежей
Такой модуль есть у Сретенского монастыря - они просто захотели, чтобы верующим было удобно и чтобы монастырь соответствовал технологическому духу времени.
Кому пригодится: любой организации, которая хочет удобства для плательщика и прозрачности платежей.
Как скопировать: например, у RoboKassa есть модуль для Битрикс, скопировать и настроить его очень легко. Единственное, где может возникнуть пробуксовка - некоммерческой организации надо будет доказать, что она собирает пожертвования, то есть юристы должны будут подготовить документы.
- Записи на SoundCloud
Записи чего угодно, в данном случае богослужений, можно и нужно выкладывать для пользователей, которые хотят их послушать. Так делают часть религиозных сайтов, более того, они формируют библиотеки записей с тематическими подборками.
Кому пригодится: сайтам с большом спросом на прослушивание аудиозаписей у пользователей, но которые не хотят или не могут платить за гигабитный канал от 20 тысяч рублей в месяц.
Как скопировать: вынести аудиофайлы в медиасервис с доступом к файлам по API для потокового вещания или в музыкальный/подкаст сервис, который при этом позволяет встраивать плеер на страницу с собственным скином и не просит оплачивать трафик с каждого прослушивания. Таких сервисов 2-3. Я работаю с SoundCloud, потому что привык и потому что они разрешают выкладывать религиозный контент.
По большому счету, кроме специфического контента, хороший сайт религиозной организации ничем не отличается от сайта коммерческого проекта - обоим надо быть удобными для потребителя. Поэтому если вам пригодятся наши советы в рамках светских задач, буду рад, потому что богу - богово, а интернету - интернетово!