“Хочу такое!”. Сервис, решающий большие проблемы

Прочитав эту статью вы узнаете весь процесс и лучшие практики работы над интернет-магазином "ХочуТакое!".

«Хочу такое!» - это сервис, который объединяет в себе интернет-магазин одежды и ателье для решения возможных запросов покупателя. Идея, которая появилась как курсовой проект, оказалась конкурентоспособным бизнесом. Позвольте представить проект двух студентов магистратуры одного из ВУЗов Санкт-Петербурга.

Привет, это создатели «Хочу такое!». Мы расскажем о том, как появилась идея для сервиса, количество установок которого по прогнозам к 7 месяцу превысит 1 миллион.

Задумка проекта

При поиске проекта руководствовались следующими соображениями:

  • Сервис затрагивает “вечные” проблемы, такие как еда, одежда, жильё;
  • Чтобы не было конкуренции, сервис будет занимать свободную нишу на рынке;
  • Проект будет “подъемным” по меркам студентов.

Итак, давайте представим, что у Вас избыточный вес и Вам нужно купить новую одежду. При этом Ваш размер одежды выходит за рамки стандартных размеров, которые есть в самых популярных интернет-магазинах, таких как lamoda и wildberries.ru, а именно от 54 размера. Причём в данных онлайн-магазинах есть специальные разделы, которые так и называются: “Одежда больших размеров”. И в них ассортимент одежды не совпадает с ассортиментом стандартных размеров, а точнее гораздо уже. Помимо этого, количество розничных магазинов, в которых можно купить одежду, ограничено. Их не так много, как магазинов для людей со стандартными размерами одежды. А что если будет существовать приложение, в котором можно будет создать одежду самому, выбрав ткань и цвет? А также учесть Ваши пожелания и Вы сможете добавить какие-либо элементы на Ваш вкус? Что ещё лучше: выбирать одежду среди ассортимента людей со стандартными размерами одежды и формировать заказ на пошив одежды в ближайшем ателье с учётом Ваших мерок? И всё это не выходя из дома? Значит, Вы по адресу. Ведь именно такая логика заложена в мобильном приложении онлайн-магазина “Хочутакое!”.

Устав проекта

В рамках доступного инструментария управления проектами мы решили сразу же составить устав проекта, как это подобает любому начинающему бизнесу. В устав вошла информация о том, зачем нам это нужно и какими средствами располагаем.

Также указали цели, ограничения и ресурсы нашего проекта. Этот инструмент УП может показаться излишним, однако нельзя недооценивать потенциальные выгоды.

С его помощью поняли потенциальные угрозы для проекта:

  • Появится конкурент, который выпустит аналогичный продукт на рынок быстрее, чем мы
  • Недостаток финансирования
  • Нет спроса
  • Не работает мобильное приложение
  • Невозможность приобретения AR-технологий по причине геополитических рисков
  • Отсутствие сотрудников, которые умеют работать с AR-технологиями.
  • AR-технологии не работают задуманным образом.

Что касается используемых ресурсов, то:

  • Бюджет на создание приложения составил 5 миллионов рублей от инвесторов;
  • Как уже выше указали, платформа для создания приложения — Adalo;
  • Дизайн проекта разработали в Figma;
  • Битрикс24 выбрали как программу для согласования работ по проекту.
<p>Устав проекта</p>

Устав проекта

План управления проектом

Также воспользовались планом управления проектом. Хоть и наша команда состояла всего из двух человек, то этот план был важен прежде всего потому, что помог нам понять, как будем строить нашу работу.

А именно:

  • мы сразу определились, что работа будет построена при помощи спринтов;
  • Выявили места, где мы будем хранить информацию;
  • Решили, где будем обсуждать возникающие вопросы;
  • Как мы будем обнаруживать риски и работать с ними;
  • Как будем вносить изменения и улучшения в проект;
  • Кто из нас двоих будет главным, то есть лицом, принимающим решения. Так как всё-таки при наличии двух разных точек зрения иногда необходимо выбирать что-то одно.

Это очень полезно, так как помогает с самого старта проекта понять, как будет выстроена работа и знать, куда обратиться с нужным вопросом в любой момент и избавит от постоянных вопросов в любое время суток: «А где у нас “...”»? (вместо многоточия подставить нужное). Это даже не столько приносит пользу как какой-то специфический элемент управления проектами, как скорее является элементом самодисциплины. Подобно ‘soft skill’, который будет полезен не только в управлении проектами, но и в других сферах жизни.

Чтобы определиться с тем, что же именно мы создаём, составили Business Canvas, который позволил определить четкие границы нашего бизнеса: нашу целевую аудиторию, наши задачи и экономические ограничения. Это позволило сконцентрироваться на решении задач.

Business Canvas
Business Canvas

После определения основ проекта, пошли в разработчик прототипов Figma и создали первый прототип приложения. Вот что получилось:

Прототип в Figma
Прототип в Figma

Однако, разработка дизайна может оказаться и излишней. Так и произошло в нашем случае: достаточно простой интерфейс по итогу мог быть сделан и без предварительной разработки дизайна, а лишь благодаря следованию пути клиента к покупке.

После составления прототипа приложения в Figma провели UX-тестирование и оно выявило:

  • Варианты дизайна приложения (a/b тестирование);
  • Замечания по поводу пояснений внутри приложения;
  • Проблемные места и предложения по ним;
  • Недостатки, которые сбивали пользователя с пути к покупке;
  • Предложения, которые не воплотили в прототипе.

Далее с помощью Adalo создали макет, по которому проходит полный путь покупки:

Прототип в Adalo
Прототип в Adalo

При желании рассмотреть прототипы подробнее можно в Figma: https://vk.cc/aCW31X и в Adalo: https://vk.cc/aCW35K

Впечатления от Adalo

Данное приложение довольно специфично. К сожалению, не удалось воплотить в нём всю логику приложения, которая была до этого задумана в Figma. Особенно сложным оказалось внесение списков тканей и цветов, это пришлось делать вручную. Благо, что проект учебный и для примера хватило 5 цветов и 5 видов тканей, что довольно просто напечатать руками на клавиатуре. Однако, если бы это был реальный проект с большой палитрой цветов и тканей, пришлось бы делать список в формате CSV и лишь затем загрузить в приложение. Либо решать эту задачу как-то по-другому.

При работе в обеих программах часто возникали вопросы и непонимание, как работать и почему-то тыкаешь куда-то и всё исчезает или что я сейчас наделал… Очень выручал раздел ‘Справка’ самой программы, так как там быстрее всего получалось найти ответ на нужный вопрос, чем на том же YouTube.

Успех проекта

Мы использовали данные о количестве наших покупателей в регионах России и действиях пользователей в приложениях конкурентов. В итоге получили количество установок по месяцам.

Количество установок по месяцам
Количество установок по месяцам

Наши факторы успеха

Одного интернет-магазина недостаточно для достижения успеха на рынке. Поэтому адаптировали AR—технологии для примерки одежды.

<i>AR—технология NIKE для примерки обуви «в телефоне»</i>
AR—технология NIKE для примерки обуви «в телефоне»
<i>Технология MTailor</i>
Технология MTailor

Кроме того, помимо предоставления площадки магазинам, создали конструктор заказов, который помогает клиенту создать макет и отправить его ателье-партнёру.

Помимо этого есть:

  • VR-модуль для предпросмотра созданной одежды
  • Опция загрузки фото с телефона, компьютера, планшета
  • Созданию одежды пользователем
  • Нет ограничений по размеру одежды: как стандартные, так и нестандартные

Сотрудничаем с ателье:

  • Сеть ателье «Эталон» (17 филиалов в Санкт-Петербурге)
  • Ателье Совы на Малом пр. В.О.
  • Ателье Русская Богема

Схема заработка

  • Закладываем 5% с в каждый заказ, который исполняет ателье
  • Продаём рекламу в приложении

Как полагается перед началом бизнеса, оценили спрос на рынке. Для оценки объема рынка сбыта нашей услуги воспользовались следующими метриками:

  • TAM (Total Addressable Market) – общий объём целевого рынка;
  • SAM (Served/Serviceable Available Market) – доступный объём рынка;
  • SOM (Serviceable & Obtainable Market) – реально достижимый объём рынка.

Сравнили себя с главными конкурентами на площадках Google Play и AppStore - цифры о количестве скачиваний взяли в открытом доступе. Также оценили количество наших клиентов благодаря статистическим данным.

“Хочу такое!”. Сервис, решающий большие проблемы

Рекомендую разобраться в этих понятиях и просчитать их для своего бизнеса, узнать как можно больше о проектах-аналогах и конкурентах, чтобы оценка рынка стала как можно точнее.

Результаты

Результат работы показал важность применения практик по анализу рынка и менеджменту задач для реализации проекта.

Выбранная ниша оказалась свободной, а главное, востребованной.

На первых этапах мы имели список приоритетных задач на звонки и распределяли их в рамках спринт-планирования. Среди них были пункты по разработке дизайна в Figma, разработка непосредственного интерфейса в Adalo. Собрания позволяли четко разделить ответственность и иметь общее представление о конечном продукте. В идеальном случае мы знали свою производительность, поэтому хорошо представляли, сколько работы войдет в спринт. Путем командного обсуждения и разбивки историй, договаривались, что и к какому сроку будет реализовано.

Недостаток этого подхода проявился вместе с проблемами по тайм-менеджменту: сторонние активности и внезапные изменения планов, а также разница в часовых поясах серьёзно повлияли на способность нашей команды к выполнению поставленных задач в установленные сроки. По этой причине дедлайны смещались. Этого можно было бы легко избежать, если выполняемый проект является единственной активностью или добавив резерв времени (буфер). Это позволит Вам уложиться в сроки несмотря на форс-мажоры.

Выводы

Работу над проектом провели на теории управления проектами и на практике «проб и ошибок». Переписали первые наработки бизнес плана и по статье, так как по итогу поняли, что не можем публиковаться с первой попытки. В ходе работы выполнили проект, получили опыт применения инструментов УП. Обратное планирование использовали для того, чтобы разработать интерфейс в Adalo и при определении последовательности действий клиента.

Также команда проекта обнаружила проблемные участки в процессе работы. Так, определенно сказываются временные рамки в которых приходится работать: совмещение нескольких активностей влияют на равномерность и регулярность работы. Кроме того, удалённое обучение также внесло коррективы: разные часовые пояса оставляли небольшое окно для одновременной работы. Это будем учитывать в будущих проектах и больше полагаться на «спринты». Суммарным результатом ошибок и сложностей стало завершение проекта в самые крайние сроки, чего хотелось бы избежать в будущем.

Одним из весомых ограничений в проекте стало несовпадение мнений по поводу многих вещей, начинающихся с содержания и до способов выполнения проекта включительно. Необходимо, чтобы каждый был готов воспринимать чужую точку зрения, высказывать свою без активного продвижения и уметь уступать там, где есть понимание, что так будет лучше именно для проекта, а не для отдельного участника команды.

1
Начать дискуссию