Как Павел Дуров будет монетизировать Telegram: четыре варианта развития событий
Раз уж сегодня мистер Дуров объявил о новом этапе развития Telegram в честь десятилетия мессенджера, то почему бы не порассуждать, какими еще путями продукт будет монетизироваться.
Любимый мессенджер за последние несколько лет стремительно наращивает амбиции в монетизации – после не самой удачной попытки запуска TON и проблем с SEC команда Дурова выкатила сразу несколько фич, которые приносят прибыль: начиная с Premium-подписки и Telegram Ads, заканчивая ботом Donate (который де-юре не принадлежит мессенджеру) , который позволяет размещать в каналах платные посты и строить внутри Telegram свой аналог Patreon и Boosty.
В качестве ментального упражнения меня заинтересовало представить, как еще Telegram может быть монетизирован в ближайшее время. Прошу вас, только не кидайтесь ссаными тряпками, если упустил какую-либо фичу, которая уже работает нативно, а я предложу ее вам как идею. Я не имею полной информации о каждой функции, внедренной в продукт за 10 лет его существования.
Дисклеймер: в тексте будут упоминаться продукты компании Meta, которая признана на территории РФ экстремистской организацией
Реклама в историях
Наверное, это самое очевидное, что может прийти в голову, когда вышло это обновление. Иначе зачем добавлять сторис, если не ради будущей рекламы в них? Очевидно, что релиз функции с историями только для Premium-пользователей – это публичный бета-тест, за которым последует релиз для всех пользователей, а также долгожданная функция публикации историй для каналов. И, возможно, в будущем появится новая опция в Telegram Ads, с помощью которой можно будет вставлять рекламные посты между историями от «Лентача" и "Васи Шашлык Анапа».
Что может пойти не так: сторис в Инстаграме и сторис в Телеграме – совершенно разные вещи. В Инстаграме вы подписываетесь на людей, которые вам интересны, а в Telegram вы вынуждены видеть посты людей из списка своих контактов. Ситуацию может изменить отдельная лента для каналов и контактов, но кажется, что это усложнит UX и уменьшит количество пользователей историй.
Еще больше рекламных опций в Telegram Ads
Раз уж заговорили про рекламу, то нужно раскрыть тему по полной. Рекламными постами в сторис ограничиваться не стоит – команда продолжает работать над рекламными инструментами. Недавно была добавлена возможность выводить пользователя за пределы Telegram, хотя ранее можно было направлять только на канал, пост или бота.
Не удивлюсь, если в будущем увеличится количество рекламных мест: от вышеупомянутых историй до постов с медиа-контентом (сейчас рекламное объявление – это просто текст + ссылка) . Скорее всего, в будущем появится рекламная аналитика, аналогичная той, что реализована во ВКонтакте и в сервисах от Meta.
Telegram может убить сторонние биржи рекламы, если откроет свою
Telegram Ads – это хорошо, но огромная часть рекламы проходит мимо самого Telegram. Большинство приобретает рекламу либо напрямую у администраторов каналов и сетей, либо через биржи, такие как TelegaIn. И к тому же есть еще Яндекс, который создал рекламных ботов, автоматически размещающих рекламу в узконишевых каналах.
Команда мессенджера, естественно, знает об этом и, возможно, захочет получить свою часть пирога и сделать рекламные биржи менее популярными. Логичным кажется создание нативной биржи в Telegram, аналогичной той, что существовала во ВКонтакте ранее. Все необходимые инструменты для этого у команды мессенджера есть.
Фокус на E-Com
Когда Telegram представил функцию веб-ботов, первое, что пришло мне в голову – теперь можно создавать полноценные магазины, а не только текстовые меню с кнопками. Моя команда занялась этой идеей на внутреннем хакатоне, и это даже привело к созданию сервиса TGShop – бота для разработки ботов-магазинов. В условиях блокировки продуктов Цукерберга такой сервис мог стать спасением для многих, поскольку магазины стали перемещаться из Instagram в Telegram-каналы.
Как же Telegram может зарабатывать на этом? Например, выпустить API, специально нацеленное на электронную коммерцию, чтобы небольшим предприятиям было легко переносить свой ассортимент в магазин-бот. Telegram сможет предоставлять услуги платежного провайдера и брать комиссию с каждой транзакции. Конечно, возможны вопросы о продаже запрещенных товаров, но это будет решаться командой модерации.
Учитывая, что сегодня Павел Дуров объявил о новом этапе развития Telegram и о том, что планируется «выход за рамки обмена сообщениями и возглавление инноваций в социальных сетях в целом», нас ждет плавная трансформация Telegram, которая должна окупить вложенные в разработку деньги. Остается только надеяться, что команда мессенджера сможет реализовать монетизацию, не ущемляя основной продукт.
Короче, как-то так, пишите свои варианты, как еще Telegram может монетизироваться, а еще подписывайтесь на мой канал, там никакого щитпоста.