Пункт решения по умолчанию

На изображении – карточка донора. [0]
На изображении – карточка донора. [0]

Действие по умолчанию – то, что будет делать «средний человек» или организация, когда они решили ничего не предпринимать, либо когда времени на принятие осмысленного решения недостаточно.

Изменить то, что произойдет по умолчанию, в ограниченные сроки не получится. Далее – пример из биографии знакового российского экономиста 1990-х гг. А. Б. Чубайса о том, как ему удалось сместить результаты приватизации в нужную ему сторону.

… отдельные обходные маневры приходилось использовать уже и тогда. Был, к примеру, больной вопрос. По закону, областные и городские Советы могли поддержать или не поддержать каждый акт приватизации. То есть в каждом отдельном случае приватизации надо было дожидаться решения Совета. Мы понимали, что это бомба страшной силы, которая может остановить весь процесс. Хотя бы просто из-за объема работ, которые надо проделать Советам. Да и позиция Советов была ясна.

Мы решили использовать классический прием правового автоматизма: записали в поправку к Закону, что Советы вправе рассматривать каждый акт приватизации, но для этого им дается семидневный срок. Если в течение семи дней они не дали никакого ответа, то это означае, что решение принято. В любой бюрократической структуре крайне трудно принять решение в такой срок, и этот временной лимит изменяет весь характер отношений. Никто ничего не просит, время работает на приватизацию, а не против нее. Если из трех вариантов — «за», «против» или «никакого ответа» — вы выбираете последний, самый распространенный в реальной бюрократической жизни, то получаете механизм, действующий автоматическ, его почти невозможно остановить.

Когда я с очевидным элементом казуистики аргументировал эту маленькую поправочку, то такие тонкие вещи депутаты, естественн, не очень улавливали, а значение этой поправки для судеб приватизации оказалось огромным. Но, повторяю, к подобным приемам я тогда прибегал лишь в исключительных случаях». [1]

Не будем оценивать этичность этого поступка. Важно, что эффект работает – а значит, его можно использовать при конструировании решений реальных социальных задач. Одна из них – дефицит донорских органов – проблема, с которой сталкиваются многие страны. Решить ее можно, используя «действие по умолчанию».

Рис. 4.8. Готовность людей стать донором органов в разных странах значительно различается
Рис. 4.8. Готовность людей стать донором органов в разных странах значительно различается
Рис. 4.9. Требование выразить свое согласие или несогласие сказывается на результате
Рис. 4.9. Требование выразить свое согласие или несогласие сказывается на результате

Единственное различие между странами – в заданных установках медицинской анкеты. Известно, что в Нидерландах министерство здравоохранения не только рассылает всем гражданам агитационные письма, но и проводит кампании, в которых активисты ходят по домам и умоляют людей записаться в программу. Даже при таких мерах готовность стать донором достигла всего 28 процентов. Очевидно, что гораздо дешевле и эффективнее изменить дизайн медицинских анкет». [2]

Какие выводы можно сделать?

1. Когда ситуация «не горит» и на человека или организацию не оказывается давление, с большей вероятностью будет принято решение – не делать ничего.

2. Зная эту особенность, заинтересованные стороны могут создавать ситуации, при которых необходимое действие будет выполняться «по умолчанию». Как правило, такие решения принимаются на правовом или морально-этическом уровне.

Дополнительные материалы:

+ Ваши дополнительные возможности:

Воскресным вечером 6 марта 2022 в 19:59 (мск) на видеоканале VIKENT.RU — онлайн-лекция № 277:

ТРИЗ: разрешение противоречий

Также идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию № 279 20 марта 2022 года (Воскресенье) в 19:59 (мск).

Это принципиально бесплатный формат. Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники:

[0] Заглавное изображение – Электронный ресурс.

[1] А. Б. Чубайс. Приватизация по-российски. – М.: Вагриус, 1999. – С. 87. / Цит. По: И. Л. Викентьев. Приемы Рекламы и Public Relations. – СПб.: консалтинговая фирма «ТРИЗ-ШАНС»; Бизнес-Пресса, 2007. – С. 53.

[2] Ф. Барден. Взлом маркетинга: Наука о том, почему мы покупаем. – М.: МИФ, 2014. – С. 241-243.

Начать дискуссию