Призвание Зиновия Корогодского — театр, детство и педагогика
29 июля 1926 года родился театральный режиссер и педагог Зиновий Корогодский. Его называли театральной эпохой и человеком — легендой. Он объединял в своих работах все театральные жанры. В жизни Зиновия Корогодского три начала были неразделимы: театр, детство и педагогика. Вместе они образуют его призвание.
Предлагаем его советы актерам:
- Если драматический актер не нравится, он успокаивает себя, утверждая, что публика — дура. Когда же им недоволен режиссер, он считает, что его не любят, не могут по-настоящему оценить.
- Мне кажется, что если работа в классе увлекательна, тонка и человечна, то она обязательно прорастет в жизнь ученика: он сядет есть суп и на минутку отложит настоящую ложку, возьмет воображаемую, делая что-либо по дому, в паузе вспомнит упражнение «бисер».
- Вся работа над ролью — использование опыта прожитого. Но тогда читатель вправе спросить — как же сыграть Нана, Пышку, опытного вора, убийцу и т. д. Не буквальным опытом определяется жизненный опыт художника. Однажды пережитое, даже в далеком детстве, аналогичное по природе чувств, размножит творческое воображение. Любой человек найдет в своем опыте аналогичные минуты падения и греха.
- Поспешность и ученическая, и педагогическая в работе над этюдами чревата серьезными ошибками, и пусть ученик на работу с одним этюдом затратит много времени, но доведет свой этюд до возможного совершенства — этот «мученический» опыт окупится потом.
Некоторые факты биографии
За годы работы в театрах Корогодским поставлено более 100 спектаклей, многие из которых видели зрители Англии, Франции, Югославии, Польши, Болгарии, Японии.
Параллельно с работой в театре, Зиновий Яковлевич активно занимался и педагогической работой. Преподавать он начал еще в 1950-х годах, организовав студии при театрах Калуги и Калининграда, а с 1961 года преподавал в Ленинградском театральном институте.
В 1992 году Корогодский основал в Санкт-Петербургском Гуманитарном Университете Профсоюзов кафедру актерского мастерства и режиссуры, где был заведующим, оставаясь на этой должности до конца жизни, и профессором. В общей сложности за полвека он выпустил 21 актерский класс, около 300 актеров. Также он проводил мастер-классы в университетах США, Германии, Голландии, Вьетнама, Японии, был руководителем лаборатории молодых драматургов России.
Идея, которую словами не сформулировать…
Зиновий Яковлевич не уставал проповеднически долдонить: «Наша задача — воспитание талантливого зрителя». Что это означает? Мы учили ребенка смотреть спектакль. Для того чтобы этот условный ребенок, а в будущем — врач, инженер, космонавт — был способен отличить коммерческую лабуду от сложных театральных опытов. Имею в виду не «хуже-лучше», а понимание художественных средств, методов. Наша задача — научить ребенка любить театр не как развлечение, смотреть спектакль не глазами обывателя. Наконец, позволю себе сказать — мы вкус прививали«.
Зиновий Яковлевич Корогодский руководил Ленинградским ТЮЗом с 1962 года. Он наследовал его великому создателю, Александру Александровичу Брянцеву, создавшему уникальный театр в 1922 году. За 40 лет многое изменилось в театре, в стране, в детях. И Корогодскому приходилось многое менять. И не всем, конечно, это нравилось. Кому-то в переменах, как водится, виделось неуважение к традициям и к основателям театра.
Через много лет Корогодский говорил об этом: «Я не был согласен с тем театром, в который пришел, — инфантильным, школярским, отлученным от самой плодотворной части аудитории. Детский театр скудеет без юношеской и взрослой аудитории, которая только одна и может дать достоверную информацию о качестве, уровне и значимости театра.
Я боролся с культпоходами, которые коверкают восприятие, углубляют стадное чувство. Это было несогласие не с Александром Александровичем Брянцевым, основателем ТЮЗа, а с той практикой, которая сложилась в театре к началу 60-х годов. Она поддерживалась и в Москве инфантильной тенденцией Натальи Ильиничны Сац. У нее был такой тетюшечный театр: перед детьми заискивали, с ними заигрывали: „Ребята, вы не видели Серого волка? “
Я боролся с таким затейничеством, с несодержательной развлекательностью — театр должен быть завлекателен, нести в игре нужную для опыта жизни идею, которую словами не сформулировать. Театр семьи, на мой взгляд, должен быть многоэтажным: один этаж для самых маленьких, другой для среднего возраста, следующие для подростков, для юношей и, наконец, для взрослых. И все эти этажи должны образовывать Дом. А ведь мы тогда захватили весь город, он был наш».
Интересно? Еще можно почитать
1) Творческое развитие юношей и девушек — 111 материалов по теме
2) Видео: #развитие личности ДЕТЕЙ: интеллектуальный / творческий кружок = ?
+ Ваши дополнительные возможности:
Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию 21 августа 2022 года в 19:59 мск (воскресенье) . Это принципиально бесплатный формат.
Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent. ru/w0/
Источники
- Зиновий Корогодский на портале VIKENT.RU https://vikent. ru/author/2041/
- Зиновий Корогодский — человек-легенда театрального Санкт-Петербурга https://teachron. livejournal. com/733660.html
- Цитаты из книги Зиновия Корогодского «Этюд и школа» https://www. livelib. ru/quote/662915-etyud-i-shkola-zinovij-korogodskij
- Зиновий Яковлевич Корогодский http://театральнаяпедагогика. рф/page10208072.html