Телеклуб «Знатоков» и передача «Что? Где? Когда?»
4 сентября 1975 года в эфир вышла первая передача телевизионного клуба «Знатоков» «Что? Где? Когда?»
«Телевизионной карьере Владимира Ворошилова мешал скандальный шлейф, который неизменно сопровождал его на протяжении всей жизни. Его первый крупный проект „Аукцион“ по традиции закончился грандиозным скандалом, когда в качестве очередного „лота“ ведущий выставил авторскую песню, по тем временам модную, но запрещённую для трансляции в эфире.
Пока начальство решало судьбу строптивого телевизионщика, его самого сослали на картошку. А по возвращении он узнал, что его уволили без права когда-либо заниматься деятельностью, связанной с телевидением.
Но не тот человек Ворошилов, чтобы отступать. Он стал писать сценарии передач, подписывая их псевдонимом, и постепенно начал работать за кадром. Лапин, возглавлявший в то время телевизионное ведомство, долгое время делал вид, что не подозревает о „потусторонней“ деятельности изгнанника.
Именно этим объясняется новый тип закадрового ведущего в первых передачах „Что? Где? Когда?“».
Петровец Т.Г., Звёзды скандалят, М., «Рипол-классик, 2000 г., с.130-131. Источник: https://vikent.ru/author/2136/
Предыстория создания
Имя Владимира Соловьёва — автора и создателя невероятно популярной программы «Это Вы можете», сегодня известно только тем, кому за сорок... Удивительно — программа, посвящённая научно-техническому творчеству, изобретателям, на протяжении почти двух десятилетий имела популярность не ниже, чем эстрадные программы и «Огоньки».
Режиссёрскую идею программы — защиту изобретения перед жюри и аудиторией — подсказал Володя Ворошилов. Зачастую предлагаемые изобретения были настолько экзотичны, что годились вроде бы для рубрики «Нарочно не придумаешь», но проходила передача, и редакцию заваливали запросами от пред-приятий и ведомств. Звонили из различных НИИ — оказывается, это требовалось всем.
И пошло. Сначала (на радио — Прим. И.Л. Викентьева) у нас была передача «Раз, два, три», потом мы придумали «Необыкновенные истории обыкновенных вещей» — мы писали пьесы о том, как изобрели фотопленку, вулканизацию резины... Отличная актерская команда исполняла эти пьесы: Сева Абдулов, Рогволд Суховерко... [...]
Потом мы придумали ход: найти решение. Шла фантастическая пьеса, и в самый напряженный момент, когда герои гибнут, ищем решение: как спастись? Однажды в пьесе гибла подлодка. Воздуха нет. «Ребята, — говорим мы, — ищем решение, спасаем лодку. Время пошло». В передаче участвует специалист по оборудованию подлодок из военно-морской академии. Дети начинают искать варианты спасения лодки, азартно предлагая одно, другое, третье. И вдруг встает пацанёнок — ощущение, что его лет пять с момента рождения трепали собаки. На вид двоечник. И начинает описывать, что делать.
Меня тихонько подзывает специалист по подлодкам: «Остановите запись». — «Что случилось?» — «Он рассказывает о секретном приспособлении». — «Да вы не волнуйтесь, — говорю, — запись же потом всё равно проходит через военную цензуру...»
Закончилась передача, спрашиваем пацанёнка, откуда он знает про это приспособление. «Подумал и ответил». — «Может, все-таки тебе кто-то это рассказал?» — «Никто мне не рассказывал». — «А у тебя отец чем занимается?» — «У меня нет отца». Потом выяснилось, что он сын школьной уборщицы, троечник. Но действительно сам нашёл неожиданное решение.
После каждой передачи учителя про кого-нибудь из учеников говорили: «Боже мой! Этот Сидоров, он же двоечник! Откуда он это знает?»
Однажды мы сделали передачу об океанах, в которой участвовал профессор МГУ. По её окончании он говорит нам: «Дети не способны ответить на такие серьёзные вопросы. Вы что, раздали им ответы?» Мы сказали: «Мы не могли раздать им ответы — мы вопросы-то сочинили за двадцать минут до передачи».
Никто из детей не давал полного ответа на вопрос. Они суммарно отвечали: один выскажет предположение, другой поспорит, третий дополнит, и в результате рождалась истина. Ворошилов потом говорил, что он, послушав наших детей, понял, как должно искаться решение, и использовал это в «Что? Где? Когда?»«.
Лысенко А.Г., ТВ живьём и в записи, М., «Прозаик», 2011 г., с. 192-194 и 205-207. Источник: https://vikent.ru/author/2792/
Интересно? Еще можно почитать
1) «Развитие креативности, возможно, идёт по следующему механизму, на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одарённость преобразуется в актуальную креативность (синтез одарённости и опредёленной структуры личности)»
Этоти еще 51 материал VIKENT.RU по теме Творческое развитие детей
2) Видео: ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
3) УНИКАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: НОВЫЕ ТЕМЫ & СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЖАНРОВ
Регистрация Новичков на бесплатный онлайн-курс VIKENT.RU + Правила, почему Вас могут удалить: https://vikent.ru/w0/
Источники
- Ворошилов Владимир Яковлевич на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/2136/
- Соловьёв Владимир Александрович на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/2792/
Отличный материал, спасибо!