Не мы такие, жизнь такая… Часть 1/2

Психологи и популяризаторы науки любят говорить, а журналисты вслед за ними повторять заблуждение, что Гением можно только родиться... Можно задать встречный вопрос — а сантехниками, ассенизаторами, бухгалтерами и террористами тоже можно только родиться? Или тут сразу возникнут возражения?

Не мы такие, жизнь такая… Часть 1/2

Предлагаю на примере разбора статьи отдела науки «Газеты.Ru» посмотреть исследования мотивов, которые толкают людей на путь терроризма. И дополнить гипотезы психологов осязаемыми направлениями для решения. Проблемы, которые толкают людей преступать законы, они общие для всех. Мы все сталкиваемся с ними, но обстоятельства, контекст и условия позволяют нам избежать. за редким. исключением крайних негативных сценариев. А незнание альтернативы ведет к потере возможностей.

Мотивы, пути решения и риски

По мнению психологов, эффективными террористами становятся те, кто не просто профессионально занимается, а когда это становится образом жизни. Мотивы могут меняться, и если сначала одним из факторов могут быть деньги, то со временем на передний план выходят нематериальные стимулы.

Психологи предлагают шесть основных мотивов, которым фактически управляются террористы.

1. Меркантильные мотивы

Экономическая ситуация, социальные ограничения общества могут сделать занятие террором одним из способов выжить, заработать. В нищих странах иногда эта возможность единственная. Но не стоит обманываться критичным положением. И в благополучных странах ориентир на материальный успех очень сильный и ради него готовы на что угодно. Это стремление может начинаться вполне невинно. Сравните мечты 13-ти летнего немецкого мальчика:

«Я хотел бы по окончании 10-го класса за два года выучиться на слесаря, овладеть в армии профессией водителя грузовых машин, после армии работать шофером, построить или купить себе хороший дом на селе и иметь троих детей, а также собаку и одно или несколько каких-либо механических транспортных средств. Может, я не захочу жениться и буду вести холостяцкое хозяйство и делать все, что захочу»...

Альтшуллер Г.С. и др., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 393.

И к чему с детства стремился Сальвадор Дали:

«Как-то мать спросила: «Миленький мой, скажи, чего тебе хочется, скажи!» А мне действительно хотелось. Хотелось, чтобы мне отдали крохотную комнатку на чердаке — бывшую прачечную, а ныне — чулан. Я её получил и превратил в мастерскую. [...]

Когда приходили гости и, как водится, осведомлялись: «Как Сальвадор?», родителям приходилось отвечать одно и то же: «Он наверху. Там, в прачечной, у него мастерская, так что мы его и не видим. Он всё время наверху». Вот! Слово найдено! Вся моя жизнь как держалась, так и держится противостоянием этих двух начал: выси и глуби. С какой отчаянной страстью с самого раннего детства я рвался наверх — ввысь. И высь покорилась мне.

Сальвадор Дали, Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всём прочем, М., «Сварог и К», 1998 г., с. 70-73. Источник: https://vikent.ru/enc/4932/

Немецкого мальчика 13-ти лет и террориста объединяет в данном случае ориентир на материальные цели, различие лишь в степени. Но это путь в тупик, выходом из которого будет или трансформация, изменение цели, или деградация личности. Но зачем ждать кризиса?

Стоит понимать, что мальчик не свои мысли высказал в мечтах, а повторил то, что видел вокруг себя в качестве примера. Именно такие цели видят, говорят и демонстрируют поступками близкие люди, знакомые, известные личности как эталоны для подражания в СМИ, кино, телевизоре.

Альтернативный путь — Достойная цель по Г.С. Альтшуллеру. Полезно не только знать, но и найти себе такую цель и следовать ей. Можно посмотреть подборку примеров по Достойной цели (31 материал). И примеры, когда малая цель выступает, как внутренние обстоятельства (24 материала).

Видео: ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: СМЫСЛ ЖИЗНИ и ДОСТОЙНЫЕ ЦЕЛИ

2. Идеология

Интересна трансформация меркантильных интересов в идеологические и многочисленные пути самооправдания. Делать что-то просто за деньги — это звучит некрасиво, лишает смысла существования. Гордиться здесь нечем, даже наедине с собой. Ведь хотелось, мечталось о чем-то большем!

Идеологический мотив удобен для манипуляций последователями, более устойчив и постоянен. Террор, подкрепленный идеологией, становится уже «миссией», «долгом» перед народом, страной или высшей идеей, повышает социальный статус человек в своих глазах и среди таких как он.

Но под прикрытием идеологии часто продвигают свои, личные интересы политики, религиозные и другие лидеры мнений. К тому же, сама идеология может меняться в зависимости от обстоятельств. Старая идеология оказывается ошибочной, неправильной. А куда ушли годы жизни, потрачены впустую? И как быстро устареет и сменится новая идеология?

Альтернативный вариант — Выбор независимой цели личности Г.С. Альтшуллеру, которая позволит работать над ней даже в одиночку. Примеры таких целей от от Древнего Рима до наших дней можно посмотреть подборке из 40 материалов на портале VIKENT.RU. О том, как власть навязывает свои цели в зависмотси от актуальной идеологии в данный период времени и к каим рискам для Вас это может привести, можно посмотреть в подборку примеров Власти как Внешние обстоятельства (73 материала).

Видео: #начальство — НОВЫЕ #креаторы ?

3. Преобразование мира

Несовершенство мира остро начинает ощущаться еще с подросткового возраста. Тогда и возникает желание изменить мир к лучшему — вокруг столько несправедливости, нерешенных социальных проблем! Подростки начинают искать решение, а идеологи терроризма предлагают такие простые и понятные «ответы».

С годами это чувство у большинства подростков проходит. Человек принимает новые правила игры, лишь изредка пробуждаясь, когда сталкивается с несправедливостью к себе. Или когда стартует предвыборная кампания — кандидаты будут с энтузиазмом ковыряться в нерешенных социальных проблемах, чтобы привлечь к себе внимание обещаниями «на этот раз все решить окончательно».

Ощущения несправедливости мира обостряется вновь, когда человек сталкивается с кризисом. И острое желание изменить этот несовершенный мир приводит его опять к поиску решений. По рекомендации организатора Педагогического форума по развитию креативности Л.И. Позняковой я просмотрел несколько документальных фильмов по сектам. Ни один из их руководителей не говорил, что он хочет денег, сексуального удовлетворения и славы. Напротив, они привлекали сторонников идеей изменить этот мир к лучшему. И образованные, успешные, умные люди верили и шли за этим призывом...

Но благородные слова должны подтверждаться действиями. А если расходятся, начинаются самооправдания:

  • «Это всё (обман, подлость, преступление) только ради благородной идеи (детей, страны, человечества)!»
  • «Не мы такие, жизнь такая!»
  • «Никто не понимают высокой цели. Тем хуже для них — они сами виноваты и заслужили это».

И здесь же проверка «благородности» цели на соответствие поступкам:

«Люди, утверждающие, что цель оправдывает средства, должны всегда сознавать ограничение своего права весьма простым трюизмом: кроме тех средств, которые подрывают самую цель».

Вёрткин И.М., Бороться и искать... О качествах творческой личности в Сб.: Нить в лабиринте, Петрозаводск, «Карелия», 1988 г., с. 27 https://vikent.ru/enc/513/

Полезно почитать этот и еще 31 пример на портале VIKENT.RU по теме Достойные средства достижения цели

Видео: ИЗУЧЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТИ

Конец первой части. В следующейпойдет речь о мотивах «власти над людьми», «эмоциональная привязанность», «самореализация» и выводы — что и как можно делать?

Дополнительные материалы

2) Видео: Лженаука: лже-гуру и лже-методики

3) Очередная плановая и принципиально бесплатная онлайн- консультация по более чем 400 направлениям творческой деятельности пройдёт вечером в воскресенье 18 сентября 2022 года в 19:59 (мск).

Вот верхний уровень Оглавления упомянутых выше направлений:

Ваши вопросы — свободно принимаются на странице портала:

Источник

Террористами не рождаются https://www.gazeta.ru/science/2015/11/19_a_7900949.shtml Благодарю И.Л. Викентьева за идею этой статьи и присланный материал.

Начать дискуссию