Переосмысление форм Клодом Моне
Художнику необходимо передавать посредством творчества внутренние переживания, эмоции, мысли, он стремится выплеснуть на холст то, что задевает его душу. Для этого необходима свобода, свобода в выражении творческого порыва. Этого не могла предоставить академическая живопись со свойственными ей строгими канонами. В наступившем кризисе второй трети XIX века созревают те изменения, которые породили одно из самых значимых направлений в истории живописи — импрессионизм. Его отцом-основателем является Оскар Клод Моне.
Сам Моне не написал ни одного трактата или манифеста. Так же как и сложившаяся вместе с ним группа художников Моне (Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль и др.) не осознавал себя как импрессионист, он писал, лишь поддаваясь вдохновению и попытке вырастить в себе нечто стоящее. Импрессионизм стал самостоятельным и вполне признанным направлением по истечении многих лет. Сегодня он признается отправной точкой на пути к современному искусству. С него начинает меняться видение мира, переосмысление форм, и делается акцент на чувственном восприятии. Все это заслуга Оскара Клода Моне.
Видеть привычные вещи в разных цветовых вариациях позволяет расширять границы сознания и меняет характер восприятия мира. Камень собора тверд и прочен, он стоит неподвижен без изменений веками, но на картинах Моне, он будто оживает и воплощается в различных образах. Замечая повседневные изменения посредством солнечных лучей, погодных явлений, художник запечатлевает их на своих полотнах. Обращая всеобщее внимание на привычные, но часто остающиеся незамеченными вещи. Каменная архитектура оживает и в ее очертаниях, в ее уголках рождается жизнь, пропуская через себя солнечный прилив. Несомненно, эта серия отличается оригинальностью видения и чувствования. Здесь проявляется нематериальный, зрелищный эффект света при соприкосновении с воздухом.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что техника Моне была уникальной: сочетание экспрессивных мазков, отсутствие глубины и описательных деталей, манера писать на открытом воздухе, присутствовать здесь и сейчас, завершая картины на месте — все это вместе порождало удивительные и чарующие образы.
Некоторые факты биографии
Оскар Клод Моне родился он 14 ноября 1840 года и жил в народном квартале Монмартр. В 1845 году семья переезжает в Нормандию, в Гавр. Живописи учился в Париже. Умер 5 декабря 1926 года в Живерни, во Франции в возрасте 86 лет. Творческая манера художника заставляет задуматься о его вкладе в искусство. Страсть к написанию пейзажей повлияла на создание им особой техники экспрессивных мазков: отсутствие глубины и описательных деталей. Такого рода приёмы были крайне революционны для того времени.
Моне разрушал привычные стереотипы и уводил публику в другой мир, мир, где царит сиюминутное состояние природы и вещей в ней. Он цеплялся за мгновения, чтобы запечатлеть их на своих полотнах. Рисуя на пленэре, Моне старался ухватить настроение окружающей его атмосферы, чтобы заставить замереть навечно в картине. Свобода — вот главный принцип его творческого пути. Его живая, внутренняя энергия благоприятствовала появлению импрессионизма — термин придумали критики.
В 1877 году тяга художника перемещается в индустриальную тематику, он начинает писать вокзал Сен-Лазар, который станет его излюбленным местом. Его привлекала новая черта измененного мира — строительное дело со своими прямолинейными железобетонными постройками, предвосхищающими будущее конструкциями мостов, железных дорог, со скорыми, пыхтящими поездами, изменившими ландшафт, сделав его чарующим и современным. Символическим пространством, которое прославляло технический прогресс, стал железнодорожный вокзал, настоящий «кафедральный собор» индустриальной эры.
Художник, снявший студию около нового вокзала Сен-Лазар, заинтересовался станцией как сюжетом для серии из двенадцати картин разных размеров, изображающих вокзал в различных ракурсах. Он внимательно обследовал всю территорию вокзала, помещал мольберт в зданиях, на рельсах, чтобы с близкого расстояния наблюдать за тяжелыми паровозами, прибывающими и отбывающими поездами. Художник нуждался в этом, чтобы более детально прописать чувственное восприятие от проникающего через пар света солнца.
Моне даже получил разрешение у директора железной дороги останавливать поезда по своему желанию в тот, момент, который казался ему наиболее удачным для своего цветового исполнения. Такой «активный» подход к изображаемому предмету, который можно менять и формировать в соответствии с образом и подобием идеи художника, будет свойственен Моне на протяжении всего его творчества.
Одно из качеств Моне — многократная переделка работы
Жизненная и творческая энергия Моне в своем сочетании давали, несомненно, великие плоды. Его картины являются примером того, как усердие и любовь к цвету способствовали появлению поистине величайших полотен.
Вот, что Моне говорил о своей технике:
«Чтобы нарисовать море действительно хорошо, вы должны смотреть на него каждый час, каждый день в одном и том же месте, чтобы вы могли понять, как вы должны работать в этом конкретном месте, и именно поэтому я работаю над одними и теми же сюжетами снова и снова и снова, четыре или даже шесть раз».
Усидчивость и сосредоточенность, тяга к передачи своих впечатлений — вот те черты характера Моне, позволившие ему стать одним из великих живописцев в истории живописи.
Импрессионизм стал первым шагом на пути к изменениям восприятия мира. В век перед глобальными революционными переменами, это направление предвосхитило их и подготовило почву для будущих поколений художников, которые уже опирались на творческое наследие импрессионистов и шли по пути беспредметного искусства. Вклад Моне в развитие искусства неоценим — импрессионизм полностью поменял представления об искусстве и сделал его более свободным от канонов и регламентаций.
Интересно? Еще можно почитать
1) «Опыт привёл меня к отрицанию системы в занятиях на инструменте. Если человек с девяти утра регулярно усаживается за виолончель, как за работу, — это не искусство. Любая привычка противопоказана искусству. Я упражняюсь в любое время суток — утром, вечером, ночью — сколько нужно, сколько требуют обстоятельства. Дважды в жизни я играл на виолончели по девять часов в день — исключительные случаи».
Этот и еще 65 материалов VIKENT.RU по теме Работоспособность творческой личности
2) Видео: НАДЯ РУШЕВА — КРЕАТИВ
3) Видео: # МЕТОДИКИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ — НЕ для всех...
Источники
- Клод Моне на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/2408/
- «Колорит»: Оскар Клод Моне. Импрессионист, который изменил все https://concepture.club/post/rubrika_2021/kolorit-oskar-klod-mone-impressionist-kotoryj-izmenil-vse