Две жизни Ричарда Фуллера

В жизни Ричарда Фуллера все было не по правилам. Большинство его идей не находили признания в научных кругах и не поступали в производство. Но он получил 25 патентов на изобретения, стал лауреатом 47 премий в области архитектуры, дизайна, инженерии, изящных искусств и литературы. Он шел не по протоптанным дорожкам, а по пути опровержения хорошо известных истин, как это получилось с геодезическим куполом — стальной сетчатой оболочкой из прямых стержней.

1 Фуллер в молодости
1 Фуллер в молодости

Фуллер заметил, что традиционные архитектурные формы основаны на прямоугольнике как фундаментальной структурной единице. Хотя наиболее стабильной и устойчивой структурной формой является треугольник. Так была предложена конструкция геодезического купола, которая состояла из равносторонних треугольников, соединенных под углами друг к другу, образуя купол. Эта полусфера называлась «геодезическим куполом» из-за традиции описания геометрии криволинейных поверхностей. Подобная форма легко масштабируется от детской игрушки до 20-этажного купола, построенного в Монреале для Всемирной выставки 1967 года.

В куполе воплощена идея «делать больше с меньшими затратами». Конструкция позволяет охватить наибольший объем внутреннего пространства при наименьшей площади поверхности, что существенную экономию на материалах. Первые попытки построить макет геодезического купола в колледже Блэк Маунтин в 1948 и 49 годах со студентами из полосок для жалюзи были неудачными. Развалившееся сооружение начали называть «лежачий купол». Но через год при использовании более прочных материалов, макет был построен.

2 Биосфера Фуллера (Павильон США на Экспо-67, ныне музей «Биосфера» в Монреале, Канада)
2 Биосфера Фуллера (Павильон США на Экспо-67, ныне музей «Биосфера» в Монреале, Канада)

Путь ко множеству изобретений, патентов и наград был, как и вся жизнь Фуллера, нестандартным. Первые 32 года жизни были примером бездарной потери времени. Ему не удалось закончить Гарвардский университет, из которого его исключили дважды «за безответственность и отсутствие интереса». Он поработал механиком на фабрике, рабочим на мясоперерабатывающем производстве, радистом на флоте, был неудачным бизнесменом.

В 1927 году жизнь зашла в тупик — банкрот, безработный, смерть дочери от пневмонии, алкоголизм. Находясь на грани самоубийства, он решил поставить эксперимент: «Посмотреть, что может один-единственный человек сделать на благо мира и всего человечества». Ради этого он начал свою деятельность как инженер и изобретатель.

Подводя итоги ближе к концу жизни, Фуллер говорил: «Я прожил 70 лет. Это составляет 600 тыс. часов. Из них 200 тыс. я проспал, 100 тыс. ушли на то, чтобы есть, пить, восстанавливать свое здоровье, 200 тыс. часов я учился и зарабатывал на жизнь. Из оставшихся - 60 тыс. часов я провел в дороге. Остаток - время, которым я мог располагать свободно - составил примерно 40 тыс. часов, или всего 1.5 часа в день!... А теперь, если захотите, можете возвращаться к своему телевизору. Аминь!»

Интересно? Еще можно почитать

1) «Ребёнка на путь большого творчества, как правило, увлекает чудо - или то, что он воспринял как чудо. Взрослый человек перестаёт верить в чудеса, защищаясь от них «здравым смыслом», скепсисом, прагматизмом и другими неврождёнными механизмами.

«Пронять» взрослого человека может, скорее, трагедия, большая трагедия или то, что он воспринял как большую трагедию».

Этот и еще 14 материалов VIKENT.RU по теме Встреча с Чудом

2) Видео: #РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: #ГЕНИАЛЬНОСТЬ, #ТАЛАНТЛИВОСТЬ, #ОДАРЕННОСТЬ

3) Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники

  • Анна Константинова «Как гений двух столетий Ричард Фуллер превратил свою жизнь в бесконечный эксперимент над собой» https://kulturologia.ru/blogs/250918/40583/

Благодарю И.Л. Викентьева за присланный фрагмент

Фото:

Написано для канала дзен VIKENT.RU, портала о Творческих личностях и методиках креатива

Начать дискуссию