Обзор истории создания тренингов интеллектуальных навыков (часть 5). Цицерон
Автор: Сергей Михайлович Храмов, 2023 г.
«И вот, как ни врачи, [...] ни ораторы, даже если они овладели правилами своего искусства, не могут, без опыта и упражнения, достичь ничего такого, что было бы достойно великой похвалы, так — хотя правила соблюдения долга преподаются (так и сам я поступаю) — все-таки важность дела требует опыта и упражнения».
17) ЧЕРЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЮ РАЗЛИЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ТЕЧЕНИИ ДНЯ
«[...] и уже на нашей памяти тот Филон, которого мы слышали не раз, ввел обычай в одни часы учить риторике, в другие — философии. К этому обычаю обратили и нас наши тускуланские друзья, и сколько у нас было времени, мы так его и использовали: до полудня упражнялись в красноречии, как и накануне, а после полудня спускались в свою Академию». [1]
18) ПРИНЦИП ДРОБЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ
«Обычно преподаватели разбивают дела на множество отдельных родов и громоздят целые кучи доказательств для каждого рода порознь. Пожалуй, это и удобно для обучения начинающих, чтобы они, едва столкнувшись с делом, сразу имели бы, куда обратиться и откуда почерпнуть готовые доказательства [...] по нашему возрасту и опытности, следует черпать, что нужно, из первоисточника и примечать, откуда он вытекает». [2]
19) ПОДРАЖАНИЕ
«Итак, вот первое моё предписание: надо указать образец для подражания, и пусть начинающий всеми силами стремится уловить всё лучшее, что есть в этом образце. За этим пусть последует упражнение, в коем он должен с точностью воспроизводить подражанием избранный образец, — не так, однако, как я видел не раз у многих подражателей, которые стараются перенять то, что полегче, да то, что поприметней, будь то хотя бы недостатком. Ничего нет легче, как подражать кому-либо в одежде, осанке, движении. Но если сверх того перенять какой-нибудь недостаток; да ещё гордиться этим, то в таком подражании мало толку».[3]
Пример использования приема «подражание»: «Разнообразные его способы спора, богатство предметов и величие дарования, увековеченные памятью и писаниями Платона, породили множество разноголосых философских школ. У этих школ мы стараемся выбрать то, в чем лучше всего сохранился обычай Сократа: собственное мнение придерживать, остальные обличать в ошибках и в таком споре выяснять, что из всего этого более правдоподобно. Таким приемом всегда умно и красноречиво пользовался Карнеад; стараемся так поступать и мы, подражая ему в этих наших Тускуланских беседах».[4]
Подражание природной мотивации: «[...] любая природная мотивация может быть превращена в условную путем „подражания“, а значит, природа не может считаться окончательной инстанцией суждения, а нужно считаться со множественностью обычаев».[5]
Письменные упражнения в подражании: «Итак, кто хочет путем подражания достичь такого сходства, тот должен добиваться его непрерывными и усиленными упражнениями, причем главным образом — письменными. Если бы так делал наш Сульпиций, речь его была бы гораздо более сжатой; а то теперь в ней иногда, как говорят сельские хозяева о слишком частых всходах, есть некоторая чрезмерная загущенность, которую надо прорежать пером».[2]
Ошибки подражания: «Ничего нет легче, как подражать кому-либо в одежде, осанке, движении. Но если сверх того перенять какой-нибудь недостаток, да еще гордиться этим, то в таком подражании мало толку. Таков вот Фуфий, который даже теперь, сорвав голос, беснуется у нас в политике: он перенимает у Фимбрии не мощность речи, каковая, что ни говори, у Фимбрии есть, а только его манеру разевать рот и растягивать слова. Так он и образец выбрать себе не сумел, которому лучше всего было бы ему следовать, да и в том, кого избрал, подражает лишь порокам. (92) А кто будет поступать как следует, прежде всего должен быть очень осмотрителен при выборе, а затем должен всеми силами стремиться достичь самого лучшего, что есть в избранном им образце».[2]
20) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ВЕДУЩАЯ ОБЛАСТЬ»
«А с началом адвокатской деятельности Цицерон неожиданно нашёл в игре актёров свой интерес...
[...] Марк не пропускал ни одного спектакли с участием Эзопа, найдя в его актёрских приёмах и жестах нечто полезное для себя как адвоката». [6]
21) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КАЧЕСТВЕ ОБРАЗЦОВ СТИХОВ И ПЕРЕВЕДЕННЫХ ТЕКСТОВ
«Поставив за образец какие-нибудь стихи, как можно более возвышенные, или прочитав из какой-нибудь речи столько, сколько я мог удержать в памяти, я устно излагал содержание прочитанного в других и притом в самых лучших выражениях, какие мог придумать. Но впоследствии я заметил в этом способе тот недостаток, что выражения самые меткие и вместе с тем самые красивые и удачные были уже предвосхищены или Эннием, если я упражнялся на его стихах, или Гракхом, если именно его речь я брал за образец; таким образом, если я брал те же слова, то от этого не было пользы, а если другие, то был даже вред, так как тем самым я привыкал довольствоваться словами менее уместными. (155) Позднее я нашел другой способ и пользовался им, став постарше: я стал перелагать с греческого речи самых лучших ораторов. Из чтения их я выносил ту пользу, что, передавая по-латыни прочитанное по-гречески, я должен был не только брать самые лучшие из общеупотребительных слов, но также по образцу подлинника чеканить кое-какие новые для нас слова, лишь бы они были к месту».[7]
22) ФОРМУЛИРОВАНИЕ СЛОВА-МЕМА
«Наконец, спрашивается и о том, как назвать сделанное дело: это бывает, когда спорят, какими словами что следует определить [...] некоторые предписывают и той и другой стороне кратко определить то слово, в котором заключается сущность дела [...]».[2]
23) УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА, ДЫХАНИЯ, ТЕЛОДВИЖЕНИЙ, ЯЗЫКА, ПАМЯТИ
«Что же касается упражнений для развития голоса, дыхания, телодвижений и наконец языка, то для них нужны не столько правила науки, сколько труд. Здесь необходимо с большой строгостью отбирать себе образцы для подражания; причем присматриваться мы должны не только к ораторам, но и к актерам, чтобы наша неумелость не вылилась в какую-нибудь безобразную и вредную привычку. (157) Точно так же следует упражнять и память, заучивая слово в слово как можно больше произведений как римских, так и чужих; и я не вижу ничего дурного, если кто при этих упражнениях прибегнет по привычке к помощи того учения о пространственных образах, которое излагается в учебниках. Затем слово должно выйти из укромной обстановки домашних упражнений и явиться в самой гуще борьбы, среди пыли, среди крика, в лагере и на поле судебных битв: ибо, чтобы отведать всяких случайностей и испытать силы своего дарования, вся наша комнатная подготовка должна быть вынесена на открытое поприще действительной жизни. (158) Следует также читать поэтов, знакомиться с историей, а учебники и прочие сочинения по всем благородным наукам нужно не только читать, но и перечитывать и в видах упражнения хвалить, толковать, исправлять, порицать, опровергать; при этом обсуждать всякий вопрос с противоположных точек зрения и из каждого обстоятельства извлекать доводы наиболее правдоподобные. (159) Следует изучать гражданское право, осваиваться с законами, всесторонне знакомиться с древними обычаями, с сенатскими порядками, с государственным устройством, с правами союзников, договорами, соглашениями и вообще со всеми заботами державы. Наконец, необходимо пользоваться всеми средствами тонкого образования для развития в себе остроумия и юмора, которым, как солью, должна быть приправлена всякая речь».[7]
24) РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДМЕТА ОБСУЖДЕНИЯ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
«Поэтому нравится мне и обычай перипатетиков и Академии обо всяком вопросе рассуждать за и против — нравится не только потому, что только так можно доискаться, что в какой точке зрения ближе к истине, но еще и потому, что это — превосходное упражнение в красноречии. Первым так стал поступать Аристотель, за ним — другие; и уже на нашей памяти тот Филон, которого мы слышали не раз, ввел обычай в одни часы учить риторике, в другие — философии. К этому обычаю обратили и нас наши тускуланские друзья, и сколько у нас было времени, мы так его и использовали: до полудня упражнялись в красноречии, как и накануне, а после полудня спускались в свою Академию».[1].
25) АНТИТЕЗА
«Так и всегда то, что греки называют антитезой, то есть противопоставление противоположностей, с неизбежностью само собой образует ораторский ритм, и притом без всякой искусственности. (167) Этим приемом наслаждались древние еще до Исократа, в особенности же тот Горгий, в чьей речи обычно сами созвучия порождают ритм. Мы и сами часто этим пользовались, например, в четвертой речи нашего обвинения: «Сравните этот мир и ту войну, прибытие этого претора и победу того полководца, нечестивую смуту одного и непобедимое войско другого, разнузданность одного и умеренность другого: вы скажете, что захвативший Сиракузы был их основателем, а принявший благоустроенный город был захватчиком».[8]
26) РЕЧЬ ОТ ЛИЦА ДРУГОГО ПЕРСОНАЖА
«[...] такой театральный эффект как речь от лица другого персонажа требует актерских навыков, включая психофизиологические, которые по силам не каждому оратору».[9]
27) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЛАМБУРОВ И РИФМ
«Цицероном использование каламбуров и рифм воспринимается не как остроумие, игра ума, но как почти физиологическое удовольствие, аффект, который сразу затрагивает тело».[10]
28) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ
«[...] не зря ведь говорится в греческой пословице:
Кто в чем учен, тот в том пусть и старается!». С. 222.
«[...] каков же тот человек, которого мы называем то умеренным, то скромным, то сдержанным, то постоянным и воздержным, сводя иногда все эти слова к понятию «годности», как к общей их черте: если бы это слово не обнимало собою все добродетели, никогда не стало бы оно таким ходовым, чтобы войти в пословицу: «Человек годный все сделает правильно». С. 307-308.
«[...] равные с равными, по старинной пословице, легко сходятся [...]». С. 360.
«Ведь я никогда не соглашался с пресловутой старинной пословицей, советующей нам: „Хочешь старости долгой — состарься пораньше“. Я же, но правде сказать, предпочел бы стариком пробыть недолго, но стать им попозже. И так доныне еще не было человека, кому я, сославшись на дела, отказал бы в беседе». С. 368.
«Мы же во многих делах позволяем себе быть небрежными, а тем пуще в выборе друзей и в отношениях с ними; здесь-то мы и бываем, как говорит старая пословица, задним умом крепки и стараемся переделать сделанное: когда повседневная близость и взаимные услуги завели нас слишком далеко, мы вдруг на что-нибудь обижаемся и внезапно рвем сложившиеся было дружеские связи». С. 4І0 [11]
29) РЕФРЕЙМИНГ
Термин рефрейминг (от англ. frame — рамка, reframe — переформулировать) в смысле изменения рамки восприятия Цицероном не употреблялся. Хотя сам прием неоднократно применялся.
Пример: «[...] ничего нет людям приятнее долгой жизни: ведь старость хоть и все уносит, зато приносит здравый ум, а слаще его ничего нет».
Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. Пер. с латин. Сост. и ред. М. Гаспарова, С. Ошерова и В. Смирина. Вступ. ст. Г. Кнабе. Худ. В. Юрлов. М.: «Худож. лит.», 1975. С. 239.
+ Ваши дополнительные возможности:
1) Видео: НАУЧНЫЙ ЗАДАЧНИК по ФАКТАМ, ГИПОТЕЗАМ, ИНТЕПРЕТАЦИЯМ и т.д. до ПАРАДИГМ
Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
2) Вышел для Вас СЛОВАРЬ VIKENT.RU — 96 ТЕРМИНОВ.
Источники
- Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. Пер. с латин. Сост. и ред. М. Гаспарова, С. Ошерова и В. Смирина. Вступ. ст. Г. Кнабе. Худ. В. Юрлов. М.: «Худож. лит.», 1975. С. 250-251.
- Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. Под редакцией М. Л. Гаспарова. Москва, Издательство «Наука», 1972 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423777002. Дата доступа: 20.07.2023.
- Цицерон, Три трактата об ораторском искусстве, М., «Ладомир», 1994 г., с. 147-151. Источник: https://vikent.ru/enc/5263/
- Марк Туллий Цицерон. Антология гуманной педагогики / сост. и коммент. Я.А. Волкова, В. К. Пичугина; вступ., закл. и сопр. разделы статьи В. К. Пичугиной; науч. ред. В. Г. Безрогов: Неолит; Москва; 2017. Без страниц.
- Марк Цицерон. Название: Ораторское искусство с комментариями и иллюстрациями. Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-mark-ciceron/213438-oratorskoe-iskusstvo-s-kommentariyami-i-illyustraciyami-mark-ciceron/read/page-5.html. Дата доступа: 21.07.2023.
- Ильяхов А.Г. Цицерон. Поцелуй Фортуны. М.: ООО «Издательство «Вече», 2020. Файл fb2. Без страниц.
- Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. Под редакцией М. Л. Гаспарова. Москва, Издательство «Наука», 1972 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423777001#147. Дата доступа: 20.07.2023.
- Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. Под редакцией М. Л. Гаспарова. Москва, Издательство «Наука», 1972 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423777005#t116. Дата доступа: 21.07.2023.
- Марк Цицерон. Название: Ораторское искусство с комментариями и иллюстрациями. Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-mark-ciceron/213438-oratorskoe-iskusstvo-s-kommentariyami-i-illyustraciyami-mark-ciceron/read/page-4.html. Дата доступа: 21.07.2023.
- Марк Цицерон. Название: Ораторское искусство с комментариями и иллюстрациями. Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-mark-ciceron/213438-oratorskoe-iskusstvo-s-kommentariyami-i-illyustraciyami-mark-ciceron/read/page-4.html. Дата доступа: 21.07.2023.
- Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. Пер. с латин. Сост. и ред. М. Гаспарова, С. Ошерова и В. Смирина. Вступ. ст. Г. Кнабе. Худ. В. Юрлов. М.: «Худож. лит.», 1975. С. 222, 307-308, 360, 368, 4І0.
Фото:
- Иллюстрация
- Иллюстрация. Колизей в Риме. Фото 1860 года. Источник
- Иллюстрация. Источник:
- Иллюстрация. Речь Цицерона против Катилины в Римском сенате. Художник: Hans W. Schmidt (1859-1950), Duitsland. Источник
- Иллюстрация-21. Источник