Феномен «Вкусвилл»: вместо менеджмента — клиентократия, которая изменила всё
Сегодня «Вкусвилл» — не только одна из самых продвинутых компаний с демократичными, крутыми подходами, инновациями и отличным сервисом. Это еще и весьма успешный бизнес с оборотом в $3 млрд. Но так было не всегда. Были и неэффективные процессы, и даже долги. Но всё стало меняться в тот момент, когда собственник Андрей Кривенко повел свой бизнес по пути клиентократии.
Кривенко редко выступает, тем интереснее было услышать от него самого, как устроен «Вкусвилл» изнутри и что помогло вполне стандартной компании сделать рывок и стать образцом, на который стремятся ориентироваться многие предприниматели. Делюсь с вами идеями фаундера «Вкусвилл» и своими впечатлениями, которые я вынес после его выступления на конференции «Клиентократия».
Сегодня многие бизнесмены стремятся развиваться, они в поиске чего-то нового — таких подходов, которые выведут их дело на какой-то другой уровень. Но в результате часто получается парадоксальная вещь: мы внедряем искусственный интеллект, но по-прежнему запрещаем сотрудника обсуждать свою зарплату. Казалось бы, одно другому не мешает. Но в реальности, полумеры — это плохо. Если вы хотите стать по-настоящему инновационными и продвинутыми, придется меняться полностью. Например, не останавливаться на автоматизации, а также пересмотреть взгляд на работу с командой. И многое другое.
Менеджмент больше не работает. Это вывод, который стал для меня очень неожиданным. Многие вещи из речи Андрея Кривенко буквально шокируют. Но в итоге становится ясно: вот оно! Он смог реализовать в своей компании действительно новый крутой подход. В то время как традиционный менеджмент морально устарел. И действительно: свои «Принципы научного управления» Фредерик Тейлор опубликовал в 1911 году. Но разве за эти более, чем 100 лет мир не совершил скачок в новую реальность?
Чем заменить традиционные подходы к управлению? Во «Вкусвилл» пошли по пути клиентократии и в результате в плюсе оказались все:
- Команда: Вместо строгой иерархической системы сложилась благоприятная обстановка для раскрытия потенциала сотрудников.
- Менеджмент: Команды внутри стали более автономными, способными успешно работать без сверхконтроля.
- Клиенты: Принцип клиентократии в том, что сотрудники работают на своего внешнего или внутреннего клиента, а не на начальника или ради выполнения правил. И главная задача — не рост прибыли, а увеличение ценности для клиентов.
- Бизнес: Компания вместо жесткого механизма, который развалится без надзора собственника, стала живым организмом. И этот организм оказался более гибким, устойчивым к внешним воздействиям рынка, способным самостоятельно развиваться.
Такой уход от формализма и фокус на потребностях клиентов оказался коммерчески эффективным. Для получения результатов компания стала тратить меньше ресурсов, а бизнес-показатели даже превзошли ожидания. То есть сложилась win-win ситуация: сотрудникам комфортно работать, собственнику удобно управлять, клиенты и их потребности в приоритете, бизнес растет.
Можно долго объяснять, как работает клиентократия. Но лучше расскажу о нескольких ключевых вещах.
Самые интересные факты о том, как устроена компания «Вкусвилл»
1. Андрей Кривенко тратит 0 часов на управление компанией.
В сентябре 2022 года затраты времени на управление «ВкусВилл» у Андрея Кривенко были 4 часа в неделю. А уже в марте этого года — о часов. При этом рост составил +40% к году в октябре 2023-го.
Андрей Кривенко стремился построить компанию без начальников, которая не будет зависеть в том числе и от него. И тем самым, сделал её более устойчивой.
2. Сотрудники самостоятельны в принятии решений
Рассуждая о том, в чем отличия между менеджером и лидером, Андрей Кривенко приводит такие определения:
- #Менеджер считает: без моего надзора всё развалится
- #Лидер считает: без моего надзора все начнут работать
Когда сотрудники подвергаются жесткому контролю сверху, они больше не могут принимать решения самостоятельно: распоряжения, согласования, штрафы ограничивают их. По мнению основателя «Вкусвилла», просто невозможно чему-то научиться, если всё время стоять в стороне. Если вся ответственность только у менеджеров.
Поэтому в компании даже приветствуются ошибки. И считают, без них невозможна эволюция, поскольку ошибки человека — это единственный путь его становления.
Во «Вкусвилл» вместо контроля и согласований позволяют каждому сотруднику принимать решения, наделяя его правами и ответственностью. Дают возможность командам научиться самостоятельно выполнять свою работу. И видят в этом ключ к раскрытию потенциала сотрудников. А задачей лидера считают не надзор, а передачу опыта и формирование сильных команд.
3. Открытость и доверие
В компании ведут общие чаты и открыто обсуждают стратегию — потому что нет цели что-либо скрывать или наделять одного члена команды большими привилегиями, чем другого. Всё это делает процессы более открытыми и стимулирует командную работу.
Во «Вкусвилл» также практикуют открытость финансов — можно тратить столько, сколько считаешь нужным. Но все траты максимально прозрачны и моментально становятся известны всей компании. Здесь не запрещают обсуждать свои зарплаты друг с другом — эта информация тоже открыта.
В компании сделана ставка на доверие. Это не означает вседозволенности. Но под контролем находятся не процессы, а результаты.
Здесь понимают, что каждому удобно работать по-своему. В офисе нет дресс-кода, фиксированного режима и графика посещения офиса, друг к другу обращаются на «ты».
4. Постоянные эксперименты
Вместо планирования долгосрочных проектов в компании проводят множество экспериментов и позволяют делать это всей компании. Причина проста: даже если все хорошо, нужно постоянно пробовать новое и искать способы, чтобы было лучше.
Яркий пример: на собрании книжного клуба компании обсуждали книгу «Открывая организации будущего» Фредерика Лалу. Во время дискуссии все пришли к выводу, что это описание того, как должен работать «ВкусВилл». И запустили проект по внедрению самоуправления.
5. Самоуправление
Самоуправление заработало, как надо, не сразу. Но в итоге пошло компании на пользу. Вместо иерархии и наращивания административного персонала во «Вкусвилл» дают командам инструменты самоуправления и поощряют командную инициативу.
В компании считают, что введение жестких правил, инструкций, всевозможных запретов серьезно замедляет рост. И что:
Правильные сотрудники — это сотрудники, которым не нужны правила, чтобы они работали правильно.
6. Отказ от бюджетирования
Выручка «Вкусвилл» почти достигла $3 млрд. И здесь нет бюджетов. Причём отказ от них привёл к снижению расходов и росту прибыли.
Контроль доходов и расходов происходит в режиме реального времени. В компании есть депозит и если он растёт, это значит, что «Вкусвилл» тратит меньше, чем зарабатывает и не нужно беспокоиться о финансовом здоровье компании. Но если депозит уменьшается, то это сигнал для анализа затрат и поиска путей оптимизации.
7. Бухгалтерия не диктует правила игры
Здесь функция бухгалтерии — сугубо исполнительская по отношению к остальным отделам, которые являются для неё заказчиками.
Бухгалтерия помогает выбирать оптимальные налоговые схемы, подсвечивать потенциальные точки экономии, но решение остается за самим заказчиком. Такой порядок очень удобен: подразделения сами оценивают, насколько затратно или выгодно будет работать с разными поставщиками по разным системам налогообложения и выбирают оптимальные решения.
8. Ставка на технологии
Фишка компании — это ИТ-системы, которые отслеживают все метрики. Автоматизировано абсолютно всё. Все показатели бизнеса снимаются в режиме реального времени и дают полное понимание того, что происходит в компании. При такой схеме нельзя что-то внести задним числом, исправить или скрыть — появляется та самая прозрачность, которая очень важна при построении доверительного бизнеса. Кроме того, благодаря ИТ компания не раздувает штат.
Тотальная автоматизация рассматривается как упрощение жизни. Как возможность снять с лидеров и сотрудников как можно больше рутинных задач, чтобы освободить время и найти энергию для новых идей.
«Вкусвилл» отказался от коробочных ERP-систем, поскольку с ними возникает зависимость от внедрения всё новых продуктов и при этом компания должна подстраиваться под программу. Во «Вкусвилл» всё наоброт — каждый сотрудник является заказчиком, который ставит задачу на пользовательском языке, а уже программисты переводят все “хотелки” на язык разработчиков. При этом в штате “ВкусВилла” никогда не было своего ИТ-отдела. Разработки выполняют сторонние компании.
9. Вместо KPI — обещания
В компании есть такое понятие как “обещание” — кто, кому и какой результат должен передавать, причем напрямую, минуя начальников. Обещания даются и по отношению к клиентам и внутри компании, между сотрудниками. Для каждого обещания определяются метрики, при которых оно считается исполненным. В компании обещания стали протоколом, по которому получилось запустить общение между подразделениями для решения конфликтов.
А систему сбалансированных показателей (ССП) считают атавизмом. Причём не просто так, а опираясь на собственный печальный опыт: когда компания несла огромные убытки и не было денег, чтобы вовремя расплатиться с поставщиками — показатели ССП были практически идеальными. Оказалось, что эта система губительна — люди гонятся за показателями, а не за правильными результатами.
Как построить клиентократию
Если коротко, то #клиентократия — это структура управления компанией от заказчиков к исполнителям. Основной фокус – это ценности клиента, которые обеспечиваются системой обещаний от сотрудников клиенту.
Андрей Кривенко приводит модель компании по клиентократии, от которой можно отталкиваться:
- Выявить клиента или заказчика.
- Найти боли, проблемы клиента или заказчика.
- Определить ценность предложения для клиента или заказчика, построить стратегическую канву
- Сформулировать обещания клиенту или заказчику и метрики их выполнения.
- Определить полномочия, оптимально договориться.
- Сформулировать внутренние обещания, метрики и сформировать эффективную команду, определить правила общения.
- Рассчитать экономику команды и определить показатель эффективности.
- Разработать мотивацию для каждого участника команды и найти метрику успешности работы команды.
- Прилаживать: экспериментировать, анализировать ошибки, улучшать на основе обратной связи.
Хочется добавить только одно: круто, что возник такой новый и прогрессивный подход, который отлично показал себя на примере «Вкусвилл». Мне близки принципы, по которым Андрея Кривенко строит бизнес. Уверен, они найдут отклик у многих предпринимателей. И я надеюсь, что таких успешных компаний, ориентированных на самореализацию сотрудников и потребности клиентов — будет только больше!
4 заказа в декабре и все 4 #вкусвилл не может привезти вовремя. ВВ - с вашими бешеными ценами ну потратьте хоть немного на улучшение доставки (скорости и качества)