Дополненная реальность для города: как прошла AR-лаборатория для жителей Альметьевска
В конце 2020 года меня пригласили курировать просветительскую программу в Альметьевске (Республика Татарстан) по дополненной реальности.
Лаборатория стала частью уникального проекта по развитию города. И перед тем, как показать работы участников, я расскажу, как появился этот проект.
Паблик-арт, который меняет город
Альметьевск — молодой город (город с 1953 года), его называют нефтяной столицей республики. Здесь живет 160 тысяч человек и почти каждая семья связана с нефтяной промышленностью. Но нефть не единственная ценность Альметьевска. Эти края гордятся многовековой историей. Чтобы подчеркнуть это, по инициативе компании Татнефть совместно с Институтом исследования стрит-арта появилась программа, направленная на сохранение истории нефтяного региона общего культурно-исторического наследия Татарстана.
К вопросу подошли неочевидно — через язык современного искусства. Город решили раскрасить. Жилые дома стали полотном для монументальной живописи – муралов. Каждый из них тесно связан с историей региона и его народов.
На стенах города можно будет прочитать не те истории, которые размещают в книгах, а те, о которых рассказывают друг другу люди. Такого нигде нет. И мы надеемся, что после реализации этой программы, Альметьевск станет особенным местом на карте мира.
Перед запуском проекта была собрана экспертная группа из фольклористов, историков и антропологов. Исследование края вошло в основу пятилетнего паблик-арт проекта «Сказки о золотых яблоках».
Первые муралы на зданиях появились уже в 2017 году. Они прижились и понравились жителям. С этого момента организаторы начали приглашать именитых художников со всего мира.
Художники общаются с местными, погружаются в среду, и в диалоге с городом создают свои произведения.
Муралы встраиваются в тело города, по ним ориентируются местные, они появляются на открытках, без них Альметьевск уже не представить.
За каждым из муралов своя уникальная история, о которой хочется рассказывать. Поэтому появилась школа гидов, и были составлены тематические маршруты. Есть даже велосипедные.
Экскурсии проводятся и сегодня. Информацию о них смотрите на странице проекта.
Курс на образование
В 2019 году программа, изначально больше художественная и исследовательская, постепенно становится просветительской. Сначала это небольшие мастер-классы от художников, приезжающих на летний сезон работать над новыми муралами…
… затем недельные мастер-классы переросли в лаборатории, длиной в 3 месяца. На них жители пробовали держать баллончики и создавать граффити, писать музыку, создавать анимацию, изучать новые художественные приемы.
Мастер-классы пользуются популярностью, на некоторых из них присутствовали до 40 человек. Творить может как взрослый, так и ребенок. «От 10 до 100», так ответила на вопрос про возрастное ограничение на своем мастер-классе Ракель Родриго. К ней пришло почти 100 человек.
Паблик-арт программа разрастается, появляются световые инсталляции и проекции на здания.
В конце 2019 года организаторы решаются на использование дополненной реальности. Создается мобильное приложение Almet AR. При наведении телефона на мурал «Теории происхождения нефти» (Автор: Артем Стефанов) зритель видит тематический видеоролик о истории нефти.
После пробного запуска появляется идея оживить и остальные муралы. Только теперь не руками разработчиков, а жителей города.
В середине 2020 года куратор просветительского направления проекта Екатерина Удалова придумывает концепцию новой лаборатории по моушен-дизайну и дополненной реальности. На этом моменте ко мне обращается автор и куратор лаборатории Анастасия Нестерова и куратор направления по моушену Серафима Гаврилова (креативный директор студии Solaris FX) с предложением поучаствовать в программе.
Проект мы рассчитывали на 3 недели. Из-за пандемии лекции проводились в онлайн-формате. Прослушав вводный курс, участники должны были выбрать мурал и на его основе создать собственное виртуальное произведение.
AR-лаборатория
Тема лаборатории не уникальна, похожие программы проводились на Западе. Участники оживляли в дополненной реальности граффити и муралы в городской среде, придумывая свои смыслы. Однако, особенность альметьевской лаборатории — работа с локальным контекстом. Ребятам предстояло углубиться в культуру и историю жителей Закамья. К тому же участники выступали наравне с именитыми художниками. Работы стали неотделимой частью паблик-арт программы и были встроены в экскурсионные маршруты.
У многих ребят не было опыта разработки и навыков в 3D. Поэтому для первых экспериментов в дополненной реальности мы выбрали платформу Spark AR. Маски в Instagram можно создавать без знаний программирования, а выкладка контента не вызовет сложностей у начинающего разработчика. Контент выкладывают в свой аккаунт Instagram или Facebook, модерация обычно не занимает больше 1-го дня.
Маски уже живут на странице сообщества almetpublicart. А совсем скоро рядом с муралами появятся таблички с QR-кодами на маски и описанием концепции.
Попробовать эту маску с помощью мобильной версии Instagram можно тут.
Существуют разные методы трекинга для дополненной реальности. Можно использовать обнаружения лица (Face Tracking) и на его основе сделать тематическую AR-маску. А можно оживить само изображения, тогда мурал станет маркером для дополненной реальности (Target Tracking).
Курс получился насыщенным и разносторонним. Мы обучали ребят визуальным приемам, которыми пользовались сами. Чтобы контент выглядел эффектно, Серафима Гаврилова и Руслан Баженов (motion designer, компания Solaris FX) поделились с ребятами магией анимации. Хороший моушен всегда тесно связан со звуком. Поэтому Андрей Титов-Врублевский (sound designer, фрилансер) провел урок по саунд-дизайну, и работы зазвучали.
Результаты лаборатории
Участники использовали звук, анимацию, графику и игровые механики. Некоторые работы реагировали на действие – прикосновение к экрану телефона или улыбку.
Один из участников — Ильдар Зайдулин выбрал мурал «История яблок. Диптих» (Автор: Hitnes).
«Черный ворон олицетворяет зло. Он срывает и бросает прекрасные плоды. Голубки бездействуют и не пытаются прогнать злодея. Все произведение — аллюзия на наше общество. Я хотел показать, что, если не давать отпор несправедливости и злу, мы можем лишиться всего.»
Полина Ефремова проходит диптих «Луна и солнце» (Автор: Дамир Bozik) каждый день по пути на работу. Рассматривать эти два мурала для нее стало ритуалом.
«Оба мурала несут разные эмоции: «Луна» связана с лирикой и меланхолией, а «Солнце» пробуждает яркой палитрой красок и заставляет улыбаться! Все соединились в одной AR-маске: луна сменяется на солнце, когда человек начинает улыбаться».
Попробовать эту маску и улыбнуться с помощью мобильной версии Instagram можно тут.
Азат Ардатов увлекается созданием игр и решил пройти курс, увидев связь темы AR с игростроем. Он также как и Полина Ефремова выбрал диптих «Луна и Солнце». Работа, выполненная в технике пуантилизма, напомнила ему 8-битные игры, в которые он любил играть в детстве.
Я хотел сделать место, где я живу, занимательным и ярким, как приключение. Идея пришла сразу, точнее сначала пришла музыка, а потом всё остальное и это зашевелилось и преобразовалось в творческий порыв.
Александр Ильин (Boyan) ранее участвовал в лабораториях проекта. На одной из них — «Орнаменты города» вместе с арт-группой «Фрукты» он создал свой первый стрит-арт. А в рамках этой программы он поработал с дополненной реальностью.
Вдохновлялся мемасами, вирусными песенками и собственными музыкальными предпочтениями. Сама идея возникла случайно. Я сделал демку за пол часа, just for fun. Идея всем зашла, и я решил, почему бы и нет
Касанием пользователь может сменить обличие музыканта и ту музыку, которую он играет.
Юля Петрова работала в паре с Сергеем Лепяцким. Юле понравился стиль уругвайского художника Николоса Санчеза. На его мурале «Госпожа Гусыня: традиция и свобода» героиня изображена в национальном костюме татарских хозяек.
Каждая уважающая себя татарочка шила себе на сабантуй стильный наряд. Я решила раскрыть тему «Современная татарка» и предложила дизайнерам одежды Татарстана придумать Гусыне модный look. В будущем на основе этой работы я хочу создать виртуальную площадку с топовыми брендами.
По касанию по экрану телефона гусыня переодевается в новый наряд.
Самый молодой участник программы 10-летний Аким Васильев оживил животных на мурале «Белая волчица» (Автор: Дулк). Если к ним прикоснуться, они обретают свои голоса.
Ильхам Шарипов участвовал в лаборатории с заделом на будущее. Он хочет использовать новые технологии для привлечения молодежи к изучению своего родного города – Набережные Челны. Ильхам выбрал мурал «Азбука», (Автор: Дмитрий Fatum). Основная идея показать 4 письменности в разрезе истории татарского народа.
Увидев этот мурал, сразу появилась идея показать многогранность истории татарского народа. Супруге понравился мурал «Гусыня», но меня не отпускали буквы. Значимость букв в истории сносил мне мозг, я чувствовал радость и счастье от одной мысли об этом.
С музыкой Ильхаму помог Радиф Кашапов. Через музыку Радиф показал историю того времени.
Из древнего шума произрастает кочевая мелодия, чтобы, в итоге, стать основной для электронной композиции.
Мурал «Белые цветы» (Автор: Иван Ninety) расположен на стене Центральной больницы города, которую переформировали под прием пациентов с COVID. Работа символизирует исцеление и надежду для тех, кто борется по обе стороны с этой болезнью. Анастасия Кузнецова решила дополнить произведение простой медитативной историей, которая будет вдохновлять и приободрять сотрудников и постояльцев больницы.
Эта работа — очень близкий для меня деликатный минимализм, но в котором удалось «прочитать» и реализовать еще множество дополнительных смыслов.
В работе «Псс» парень из-за угла предлагает тайно попробовать национальное татарское блюдо – эчпочмак. Участница Александра Ларченко решает работать в такой же ироничной манере в стиле черно-белых немых фильмов и стоп-моушена. Получилась юмористическая гастрономическая зарисовка.
У этого мурала немного другая тональность — шутливая, плюс техника в которой он выполнен минималистичная, он мне откликнулся, и сразу появилось несколько идей.
Трехнедельная AR-лаборатория выходит за рамки трех недель. Цель курса дать возможность участникам примерить профессию будущего, подержать в руках инструменты и попробовать их сразу в деле. Как применить полученные знания дальше, участник ответит для себя самостоятельно. Одни продолжат работу с городом и его контекстом, вторые начнут новый проект, третьи задумаются о внедрении технологии в свою профессию.
Плюс такого курса в том, что в нем может поучаствовать любой. А в конце убеждаешься, что креативность живет в каждом из нас, независимо от возраста, профессии и жизненного опыта.
Ответ другим городам
Этой статьи не появилось, если бы я не задалась вопросом: можно ли перенести опыт Альметьевска на другие российские города? Вопрос неоднозначный. Екатерина Удалова, куратор просветительского направления проекта и креативный продюсер лаборатории Almet media lab, утверждает, что муралы, световые инсталляции, дополненная реальность – это хорошие визуальные инструменты. Такой язык понятен публике. Но использовать его нужно всегда в контексте, копипаст никому не нужен. Важен фундамент – культурная ценность и уникальная история города. У каждого она своя и результат будет всегда разный, но в этом и суть.
Almet Media Lab 23.11-6.12.2020
Автор и куратор лаборатории: Анастасия Нестерова
Куратор AR: Мария Кобякова
Кураторы motion design: Серафима Гаврилова и Руслан Баженов
Куратор sound design: Андрей Титов-Врублевский
Куратор просветительского направления проекта и креативный продюсер лаборатории Almet media lab: Екатерина Удалова
Проект осуществлялся по инициативе компании Татнефть совместно с Институтом исследования стрит-арта.