«Ну и где продажи?»: пять примеров использования дизайнерских светильников для бизнеса
Всем привет. Это Дмитрий Башмаков, «Подольский завод светотехники». В прошлый раз мы рассказывали о том, как бизнесу выбрать светильники для своего склада: на какие параметры ориентироваться, как подобрать конкретные модели и рассчитать нужное количество.
В последний год к нам часто обращаются самые разные компании, которые хотят себе не только качественный свет, но и чтобы сами светильники выглядели презентабельно. Например, в магазине, кафе или даже в офисе. Речь идет о так называемых дизайнерских светильниках: имеющих разную форму (круглые, профильные, зигзагообразные), выкрашенные в нужный цвет и так далее.
Но по факту тут есть много нюансов. Сегодня расскажу, чем это полезно для бизнеса. Причем не на голой теории, а на примерах наших клиентов: с фотографиями, описанием и вот этим всем.
Для чего вообще нужны дизайнерские светильники
Давайте начнем с абстрактного примера. Скажем, вы — владелец цветочного магазина. Что для вас самое важное? Все просто: чтобы приходили люди и выбирали красивый букет цветов. А потом, в идеальном случае, возвращались постоянно: на 8 марта, 1 сентября, когда у друзей день рождения и так далее.
Но что может их побудить к регулярным покупкам, кроме свежести самих цветов? Просто взгляните на две фотографии.
На фотографии слева, может быть, все выглядит уютно. Но цветочный магазин — не кафе, где человек может проводить время часами. Нужно упростить выбор: показать товар максимально привлекательно. Купили за 5 минут, и пошли дальше. Думаю понятно, что магазин на фото справа справляется с задачей намного лучше. Подошел, рассмотрел все детали и выбрал понравившийся букет.
Освещение, которое равномерно повышает освещенность всего помещения, называется заливающим
А как еще свет может помочь бизнесу? Представим, что у вас есть самые рентабельные букеты. Очевидно, что их стоит продавать в первую очередь — подавать лицом так, чтобы они бросались в глаза в первую очередь. Для этого стоит:
- Поставить эти позиции поближе к проходимым участкам: на витрине, обращенной на улицу, или возле кассы.
- Направить на них побольше света — чтобы конкретные букеты ярко выделялись на фоне остальных.
Освещение, которое направлено на конкретный объект, называется акцентным.
Другими словами, со светом можно играться как угодно. И это может помочь решать любые бизнес-задачи. В нашем примере с цветочным магазином — нарастить продажи конкретных букетов, выгодных нам.
Но что еще бросается в глаза покупателям, кроме букетов? Ну конечно, общая атмосфера помещения. Даже если в вашем магазине свежайшие цветы и разнообразный ассортимент, вряд ли клиенты будут рады, если интерьер условно напоминает советский продуктовый магазин. Ну или цвета подобраны так, что хочется поскорее выбежать, чтобы избежать припадка эпилепсии.
С другой стороны, красивый и современный ремонт, идеально гармонирующий с цветочной тематикой, явно будет смотреться более выигрышно. И при прочих равных, если в двух магазинах одинаково классный ассортимент, продажи магазина с красивым ремонтом будут выше. И тут много нюансов: от мебели, цвета стен и отделки до светильников, которые висят под потолком. Их внешний вид — еще одна монета в общую копилку впечатления клиента.
И конечно, тут есть специфика. Посмотрим на еще две фотографии:
Что думаете? На мой взгляд, светильник сверху отлично подходит для цветочного магазина: необычная форма, стильный черный корпус, а посередине — настоящий мох. Светильники снизу тоже могут создать достаточное освещение. Но из двух вариантов выбор очевиден.
На самом деле на фото сверху — не обычный мох, а стабилизированный. Он обработан специальным образом: из него удален сок, а вместо него закачан глицериновый раствор. За таким мхом не надо ухаживать — он спокойно проживет 5-10 лет, и будет выглядеть совершенно свежим. Такие светильники мы тоже уже не раз поставляли.
Что в итоге? Дизайнерские светильники — отличный вариант для помещений, где важно создать для клиентов приятную атмосферу, соответствующую задачам бизнеса. При этом в реальности часто используют комбинацию из разных типов дизайнерских светильников. Какие-то создают заливающее освещение, а какие-то — акцентное.
Но давайте теперь разберемся, какие бывают виды дизайнерских светильников.
Какие бывают дизайнерские светильники
На самом деле фишка дизайнерских светильников в том, что их можно кастомизировать как угодно. Хотите побольше света? Серо-буро-пошкарябанный цвет? Длину светильника метров 10? Форму спирали? Да без проблем. Все можно обсудить с заводом-изготовителем и прийти к компромиссу с точки зрения задачи и технической возможности производства.
Говорить за других поставщиков не буду. Расскажу, какие типы дизайнерских светильников производим мы.
1. Профильные светильники. Имеют вытянутый корпус, обычно прямоугольного сечения 50х70 мм и какой угодно длины. В буквальном смысле. Хотите светильник шесть метров? Сделаем. Но как в анекдоте, «есть один нюанс». Максимальная длина модуля — два метра. Однако нам никто не мешает состыковать их друг с другом как конструктор. В результате получится единая светящаяся полоса. Но о конкретных примерах расскажу ниже.
Профильные светильники используют, если в магазине нужно осветить проход между полками с товаром или в узкой зоне выдачи перед кассой. Другой вариант — когда они отлично вписываются в общий дизайн помещения, и тогда их располагают рядами для заливающего освещения.
Обычно они подвешиваются к потолку при помощи тросов любой длины. Мы продавали светильники с длиной тросов и 50 см, и 3 метра — все зависит от помещения.
2. Фигурные светильники. Вот здесь уже можно разгуляться на полную катушку. Сейчас у нас порядка 10 разных видов: Г-образная, круглая, овальная, зигзагообразная и так далее. Но мы регулярно расширяем этот ассортимент, как только появляется запрос. Например, один из наших клиентов захотел полуовальную форму — мы:
- Проработали возможность изготовления: форму светодиодных плат, конструкцию корпуса и прочее;
- Изготовили тестовый образец;
- Протестировали все параметры: какая у него светоотдача, насколько он греется и прочее. Чтобы быть уверенными, что он проработает годами;
- Отладили процесс массового производства;
- Изготовили и отгрузили заказчику партию, а светильники добавили на сайт для возможности заказа.
3. Трековые светильники. Про них я уже упоминал выше — нужны для акцентного освещения. Крепятся на специальном алюминиевом шинопроводе (по нему они ездят, как по рельсам), могут вращаться на 360 градусов и наклоняться вверх-вниз. То есть нет проблем сдвинуть его вдоль шинопровода и направить узкий луч в нужную зону — обычно угол раскрытия луча составляет 36˚.
Но вы можете спросить: если дизайнерские светильники изготавливаются под заказ, то сколько это занимает времени? У бизнеса часто нет времени ждать. Обычно у нас срок производства составляет 10-14 дней: с учетом всех тестов, наладки производства, покраски и прочих нюансов.
Как правильно подобрать дизайнерский светильник
В плане подбора дизайнерские светильники мало чем отличаются отличаются от общепромышленных, за исключение кастомизации внешнего вида: размеров, формы и цвета.
В остальном требования те же самые — про них мы уже подробно рассказывали в предыдущей статье. Кратко пройдемся по основным:
1. Световой поток. Основной светотехнический параметр, который определяют, какую освещенность будет создавать один светильник. Чтобы понять, на какую цифру стоит ориентироваться, рекомендуем использовать простую формулу: «один метр — 1000 люмен». Если в вашем магазине высота три метра, то стоит ориентироваться на значение 3000 люмен.
2. Мощность и светоотдача. То, сколько светильник будет потреблять электроэнергии. Обычно чем больше мощность, тем больше световой поток. Но тут нужно обращать внимание на светоотдачу — показатель эффективности применяемых светодиодов. Скажем, если в светильники 100 лм/Вт, то при световом потоке 3000 люмен он будет потреблять 30 Вт. А при светоотдаче 150 лм/Вт — 20 Вт при том же светопотоке.
3. Расположение. От этого зависит, какая в итоге будет освещенность в люксах в любой точке помещения. Тут много нюансов: начиная от плана, расстановки мебели и заканчивая цветом стен. Мы рекомендуем не заморачиваться, а поручить это профессиональным светотехникам. Они с помощью программы DIALux все посчитают и скажут, какое количество светильников в итоге потребуется, и как их правильно надо расположить, чтобы в итоге освещенность соответствовала нормативам из СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение». Например, у нас такая услуга — бесплатная, занимает один рабочий день.
4. Цветовая температура. То, насколько свет будет казаться теплым или холодным. Например, 3000 К — отличное решение для уютного ресторана, а 5000 К подойдет для ювелирного магазина.
5. Цветопередача. Показывает, насколько ощущения от цвета освещаемых предметов будут соответствовать реальности. Если кратко, то чем больше это значение, тем лучше. Стандартно речь идет о CRI 80, но для магазина одежды лучше обратить внимание на светильники с CRI 90.
6. Угол раскрытия луча. То, насколько луч света будет направленным на конкретный объект. Для заливающего освещения в главном зале подойдет стандартное значение в 120˚. А вот для акцентного освещения стоит заказать светильники с линзованной оптикой — они могут создать луч света с более узким углом раскрытия. Например, распространены 30˚, 45˚ или 60˚.
Где применяют дизайнерские светильники: пять примеров
Ну а теперь, как и обещал в начале статьи, покажу пять примеров использования дизайнерских светильников с точки зрения специфики разного бизнеса. Если что, в конце каждого примера — ссылка на подробное описание работы, с фотографиями и нюансами.
Пример 1. Магазин хоккейной амуниции
Расположен в ТРЦ «Небо» в Москве. Арендуемое помещение отлично подходит для магазина с учетом специфики: места хватает и для примерочной, и для торгового зала, и для мастерской, где подгоняют форму или затачивают коньки. Вот какие задачи поставил заказчик:
- Должно быть больше света. При выборе хоккейной амуниции очень важно, чтобы покупатель мог различить все нюансы: крепление щитков, конструкцию коньков и прочее.
- Нужно использовать комбинацию освещения. Должно быть как заливающее освещение для входа и между стеллажами, так и акцентное для отдельных полок с товаром вдоль стен и кассы.
- Цвет корпуса должен сочетаться с потолком. Выкрас должен быть в строго утвержденном цвете RAL — глянцевый черный. И в целом форма светильников должна гармонировать с современным ремонтом, выполненном в помещении
- Цветопередача должна быть как можно лучше, чтобы посетителям было комфортно выбирать форму по цвету.
Изучив план помещения и расположение стеллажей, предложили заказчику три вида светильников с цветовой температурой 5000 К и CRI 90:
- Круглые мощностью 85 Вт и диаметром 1000 мм, равномерно распределенные над торговым залом и дающие заливающее освещение порядка 700 люкс. Монтаж — на тросах.
- Трековые мощностью 15 Вт, которые располагаются вдоль стен на шинопроводе и создают акцентное освещение полок с товарами.
- Профильные длиной 1250, 2000 и 2500 мм и мощностью 40 Вт, для организации освещения узкой зоны возле кассы и в примерочной. Монтаж также тросовый.
Пример 2. Чебуречная
Кафе — часть московской сети чебуречных «Чебурешная by Mironov». Помещение расположено на первом этаже жилого дома по адресу: 2-й Грайвороновский проезд, дом 44, корп. 3. Окна выходят на оживленную улицу с отличной проходимостью. Кстати, чебуреки в заведении и правда отменные 🙂
Вот какие были требования к освещению:
- Освещенность, соответствующая нормативам. Заказчику было важно, чтобы было и комфортно посетителям, и чтобы в случае случайной проверки надзорными органами не было выявлено нарушений.
- Корпус и форма светильников должны вписываться в брендбук. В помещении сделали современный ремонт, соответствующий общей концепции дизайна сети питания. Нужны были прямоугольные светильники длиной 1000 и 1200 мм, с выкрасом в черный цвет по RAL.
- Продумать зонирование освещения. С одной стороны, есть зона кассы и готовки — тут нужно, чтобы света было побольше, и не было паразитных теней. С другой стороны, есть основное помещение для приема пищи, с огромными окнами, выходящими на улицу. Было бы неплохо, чтобы заливающее освещение в главном зале привлекало внимание и создавало атмосферу уюта.
Работа проходила так: у заказчика был дизайнер, который уже подобрала светильники на нашем сайте и расположила их на плане помещения. Речь шла о двух видах светильников:
- 20 профильных, длиной 1000 и 1200 мм, мощностью 35 Вт и цветовой температурой 4000 К — от 3000 К отказались.
- 11 трековых светильников по 15 Вт, установленные на двух шинопроводах вдоль зоны готовки и кассы.
Мы провели светотехнические расчеты: убедились, что дизайнер выбрал корректное расположение светильников, которые еще подходят и по мощности.
Пример 3. Автосалон
«Июль Авто» расположен в Екатеринбурге и специализируется на автомобилях с пробегом. А что самое важное для продажи авто? Правильно, красивая картинка. Поэтому заказчику пришла в голову идея: организовать фотозону, в которой можно будет делать качественные снимки автомобилей в разных ракурсах. После этого выкладывать их на разные сайты по продажам автомобилей, и тем самым привлекать людей в салон. Площадь помещения — 200 кв.м.
Но как правильно организовать освещение? Были нюансы:
- Авто должно быть освещено со всех сторон. Равномерно, без мертвых зон, чтобы на поверхности создавалась освещенность не менее 1000 люкс.
- Светильники должны смотреться необычно. На фотографии они наверняка будут попадать в кадр. И если светильники будут смотреться презентабельно, то это лишний раз добавит эстетичности фотографиям.
Пообщавшись с заказчиком, приняли решение собрать световую конструкцию в виде восьми квадратов (4х2), составленных из профильных светильников длиной по два метра каждый. В итоге получилось бы световая зона 8х4 метра, дающая равномерную засветку автомобиля.
Однако после проведенных светотехнических расчетов выяснили, что освещенность получилась меньше, чем мы планировали: 600 люкс вместо 1000. Поэтому решили увеличить конструкцию: добавить еще 4 квадрата, чтобы в итоге получилась матрица 4х3, состоящая из 31 профильного светильника по 80 Вт каждый.
Конечно, ничего подобного мы раньше не делали. И главный вопрос — как это все крепить? В результате остановились на такой идее:
- Изготавливаем цельную сварную раму прямо на объекте — так не возникнет проблемы с транспортировкой.
- Закрепляем раму к потолку на тросах через специальные кронштейны. С их помощью мы могли легко выровнять плоскость рамы по уровню.
- Профильные светильники крепились бы к раме через стандартные кронштейны, на кровельные саморезы.
Пример 4. Парикмахерская
Помещение располагается в одном из жилых многоэтажных домов в Ново-Переделкино, на первом этаже. Собственно, студия работает там не один год, и проблем с освещением не было. Пока в какой-то момент светодиоды начали деградировать и частично выгорать: итоговый световой поток снизился настолько, что мастерам стало некомфортно работать.
Заказчик обратился к нам и рассказал о своих пожеланиях:
- Освещенность должна быть больше, чем давали старые светильники. По ощущениям, не меньше чем в два раза. При этом установить нужно не один, а три светильника над каждым рабочим местом — чтобы голова клиента освещалась со всех сторон.
- Корпус светильников должен был быть белым, с легким кремовым оттенком. В помещении пару лет назад провели ремонт, и старые черные светильники плохо вписывались в интерьер. Но менять из-за этого их не стали. А теперь, раз уж меняем, то лучше сразу подобрать вариант, который подойдет с эстетической точки зрения.
- Цветопередача должна быть как можно лучше. Это важно, чтобы мастерам было проще работать при окрашивании клиентов.
- Продумать систему крепления. Высота потолков небольшая, поэтому стандартное крепление на тросах, даже коротких, было невозможно — слишком низко.
Сначала мы изучили старые светильники, которые давали у заказчика тусклый свет: провели их испытания и сняли фотометрические показатели. Но стало понятно, что наши светильники аналогичной мощности (речь идет о 50 Вт) дадут втрое больший световой поток. С учетом того, что на одно рабочее место будет приходиться три светильника, появляется риск избыточной освещенности.
Заказчик по какой-то причине отказался от светорасчета, но решил изготовить три светильника на пробу. Установить над рабочим местом и попробовать их в тестовом режиме. Почти сразу стало ясно, что светового потока слишком много — работать мастеру было просто невозможно.
В результате приняли решение все-таки уменьшить мощность до 40 Вт. Изготовили новые образцы, поставили заказчику — ему все понравилось. И дальше произвели партию из 15 светильников с цветовой температурой 4000 К, CRI 90 (максимальная цветопередача в нашем ассортименте) и длиной корпуса один метр. Монтаж выполнили сами, при этом проблему крепления решили тем, что изготовили специальные кронштейны. С их помощью светильники прикрепили прямо к потолку через удлиненные саморезы.
Пример 5. Офис
Но не всегда дизайнерское освещение устанавливают для привлечения или удержания клиентов. Наш заказчик — компания «Ключевые Системы и Компоненты: КСК», очень серьезный поставщик компонентов для транспорта. Например, поставляет системы микроклимата для автобусов, двери для вагонов метро, высоковольтные шкафы и многое другое.
Для своего офиса в БЦ White Stone в Москве они решили заморочиться и поставить не обычные офисные светильники вроде Айсберга, а красивые дизайнерские. Чтобы радовался глаз и сотрудников, и руководства, и гостей офиса. Старое освещение их не устраивало ни в плане светового потока, ни в плане внешнего вида светильников.
Вот какие были требования:
- Новые светильники должны совпадать по параметрам со старыми. Речь идет о габаритах и мощности, чтобы не пришлось переделывать выводы кабеля из потолка или изобретать другие крепления. Всего нужно было 32 профильных светильника мощностью 50 Вт каждый, в трех вариантах длины: 1500, 2200 и 2800 мм.
- Вывод кабеля в светильниках должен быть сверху, в 60 см от края. В старых светильниках он выходил сбоку, из-за чего он проходил сначала вдоль корпуса, а потом поднимался вертикально вверх, где соединялся с выводом кабеля из потолка. Это было некрасиво — хотелось вывести кабель строго вертикально вверх.
- Корпус светильников должен быть выкрашен в графитовый цвет. Цвет должен был строго соответствовать требованиям, которые прописал дизайнер со стороны заказчика.
По согласованию с заказчиком сначала изготовили три образца нужной длины и мощности, полностью совпадающие по креплениям, с выводом кабеля в 60 см от края, с графитовым цветом корпуса. После монтажа заказчику все понравилось: они отлично вписались в общий стиль помещения, а освещения было более, чем достаточно.
Что в итоге стоит учитывать при выборе
- Дизайнерское освещение — отличный помощник для бизнеса. Например, если нужно увеличить продажи маржинальных товаров или нарастить поток клиентов.
- Дизайнерские светильники можно изготовить какими угодно: любой цвет, длина и форма, которая ограничивается обычно только фантазией.
- При подборе светильников нужно ориентироваться не только на внешний вид, но и на световой поток, мощность, светоотдачу, цветовую температуру, цветопередачу и угол раскрытия луча.
- Рекомендуем проводить светотехнический расчет — так вы будете уверены, что расположение и количество светильников обеспечит комфортную освещенность, соответствующую нормативным требованиям СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение»
- При выборе светильников нужно учитывать, в первую очередь, специфику конкретного бизнеса. Для магазина со стеллажами и витринами подойдут трековые светильники, которые создадут акцентное освещение и выделят конкретные товары на фоне других. А для офиса важно создать хорошее заливающее освещение — например, с помощью профильных или фигурных светильников, в зависимости от дизайна интерьера.