Каким ты был, таким ты не остался: что произошло с линкбилдингом в РФ и СНГ за 10 лет
Как линкбилдинг изменился за последние годы, какие тренды в 2021-м и как это влияет на Sape? Рассказывает Александр Шестаков, руководитель продукта Links.Sape — платформы для реализации любых стратегий линкбилдинга.
Трансформация линкбилдинга с 2010-х
Всем привет! Для начала кратко расскажу о вехах развития линкбилдинга в России. Так что, садитесь поудобнее, и давайте вместе поностальгируем.
Начало 2010-х — бум линкбилдинга. Тогда алгоритмы поисковых систем были гораздо проще, и основным инструментом продвижения сайтов в топ были именно ссылки. Причем чем больше, тем лучше. Поэтому то время можно считать расцветом всевозможных ссылочных бирж и вебмастеров, которые их продавали.
2012-2015 — появление первых алгоритмов. Из-за того, что никто не задумывался о качестве и количестве размещаемых бэклинков, выдачу заполонили низкосортные сайты. Тогда поисковики поняли, что с этим нужно бороться. В 2012 году Google анонсировал первый алгоритм — «Пингвин», призванный пессимизировать сайты в выдаче за использование большого количества SEO-ссылок. После этого в 2015 году Яндекс представил алгоритм «Минусинск», который аналогично понижал позиции ресурсов в выдаче за некачественные бэклинки.
2015-2018 — снижение интереса к линкбилдингу. В этот период многие оптимизаторы, которые до этого тоннами закупали ссылки, вообще перестали их использовать. Влияние ссылок существенно снизилось. Нужно было искать новые способы и инструменты продвижения.
2019-2021 — возобновление большого спроса. Период затишья продлился недолго: в 2020 году интерес к ссылочному продвижению снова стал расти, причем как в русскоязычном сегменте интернета, так и во всем мире. Сейчас линкбилдинг — индустрия с миллиардным оборотом. По большому исследованию, которые мы проводили в Sape, ссылки — один из значимых факторов ранжирования. В России специалисты в среднем закладывают до 15% бюджета на продвижение с помощью бэклинков. На зарубежном рынке этот показатель равен 25%.
Причем изменился и сам подход к продвижению. Если раньше большинство специалистов закупали то, что под руку попадется, то сейчас линкбилдинг — это системная работа, включающая аналитику, размещение различных форматов бэклинков, метрики качества доноров и другие показатели, чтобы создать грамотный ссылочный профиль.
Как это повлияло
Наравне с трансформацией рынка, изменялись и сервисы, предоставляющие услуги линкбилдинга. Для понимания расскажу на примере Sape.
Если в 2007 году Sape был инструментом лишь для обмена ссылками, то сегодня это профессиональная платформа для digital-продвижения, которая связана не только с линкбилдингом: здесь есть и RTB.Sape, и Repometr и др. Эти инструменты появились благодаря развитию рынка, спроса на комплексное решение для заказчика.
Если говорить конкретно о ссылках, то из самых простых бэклинков выросла целая отрасль: появились публикации вечных ссылок в обзорах и статьях, рекламных бэклинков в ВКонтакте, Facebook, Twitter, а также размещения многоуровневых арендных ссылок, крауд-ссылок, отзывов и других решений, которые помогают быть максимально ценным в глазах поисковиков.
Катализатором изменений сервисов стала не только трансформация всего рынка, но и изменение потребностей аудитории. Сегодня люди работают со множеством параметров и форматов, проводят глубокую аналитику, комплексно выстраивают и оптимизируют стратегию ссылочного продвижения.
Далее более подробно расскажу, как адаптировать сервис к изменениям и с какими сложностями можно столкнуться на пути.
Как вовремя отреагировать на изменения и организовать развитие продукта
На самом деле быстро трансформировать компанию довольно сложно: где-то не хватает скорости, где-то мешают технические проблемы. Например, за годы работы Sape накопился legacy-код, и это не позволяло оперативно адаптироваться к изменениям. Помимо этого, мешала разрозненность ссылочных продуктов. Исторически продукты разделились на четыре: PR.Sape, Linkum, Links.Sape и Articles.Sape, хотя ЦА и ценность, которую они давали, были примерно одинаковыми. В какой-то момент это стало создавать сервисные и технические проблемы.
Тогда мы поняли, что нужно срочно менять подход. Важно было вместо разрозненных сервисов построить современную единую систему, которая закрывает все ключевые задачи пользователя, решает их проблемы и быстрее дает эффект. Поэтому мы запланировали и уже реализуем множество изменений как в компании в целом, так и в отдельных сервисах. Например:
- объединяем интерфейсы;
- предоставляем глубокую аналитику, которая поможет планировать, анализировать результаты и корректировать стратегию;
- развиваем форматы, предоставляем больше инструментов для оценки доноров и пр.
Помимо этого, в сервисе появится возможность в одном окне работать со всеми типами бэклинков. Также добавится функционал аналитики, показывающий число доменов и ссылок, URL-адреса страниц и трафик на домен.
Но вот что здесь важно: внедряя любые изменения в работе сервисов, важно дать аудитории дополнительную ценность, сохранив при этом все лучшее, что она любит и ценит.
Например, при планировании изменений в Sape мы заранее опрашиваем клиентов, выясняем, с какими проблемами они чаще сталкиваются, что им нравится или не нравится, почему. При этом все обновления выкатываем порционно, анализируя реакцию, поведение аудитории и внедряя корректировки в процессе работы.
Кроме того, мы думаем, что важно давать людям возможность принимать участие в проекте. Поэтому обычно приглашаем пользователей системы в команду экспертов, которые будут первыми тестировать все изменения в сервисе. Это позволяет не только собирать обратную связь, но и повышать лояльность аудитории.
Итак, про изменения в сервисах, которые отвечают потребностям аудитории, поговорили. Но здесь важно обратить внимание и на другую сторону медали. Большинство пользователей интересовал и продолжает интересовать вопрос: «Можно ли попасть под фильтры поисковиков за ссылочное продвижение?». Поэтому в следующем пункте расскажу о том, стоит ли по-прежнему опасаться санкций и как минимизировать любые риски.
Как минимизировать риск попадания под санкции поисковых систем
По глобальному исследованию Sape, за последние три года ни один ресурс не был пессимизирован из-за «Минусинска». Ситуация в Google также положительная. Так, 90% опрошенных экспертов уверены, что вероятность попасть под фильтры поисковиков очень низкая. Кроме того, среди специалистов никто не выбрал вариант ответа «Проблема санкций актуальна». Четверть опрошенных публикуют бэклинки в нужных объемах, не боясь попасть под санкции.
Если какие-то сайты и попадают под фильтры, то в основном из-за использования неестественных анкоров, размещения некачественных ссылок на нерелевантных площадках и других стандартных ошибок. Поэтому если не хотите, чтобы поисковые системы наложили санкции на ваш ресурс, нужно наращивать ссылочную массу грамотно:
- добывать ссылки с ресурсов, созданных для людей, а не для монетизации;
- не реализовывать кардинальных обновлений на сайте (допустим, не проводить текстовую оптимизацию большого количества страниц одновременно);
- создавать ссылочную стратегию под естественный ссылочный профиль;
- размещать бэклинки только на релевантной странице и в тематическом тексте;
- не размещать одновременно большое количество ссылок;
- не злоупотреблять анкорными ссылками;
- регулярно наполнять сайт полезным и уникальным контентом.
Тренды линкбилдинга в 2021 году
Говоря в целом о ссылочном продвижении, нельзя не затронуть вопрос трендов. На самом деле все серьезные потрясения, связанные с линкбилдингом, уже позади. На данный момент отрасль полностью сформировалась. Что касается следующих обновлений поисковиков, то, судя по их последним намерениями, они будут направлены на три основных момента:
- ценность контента;
- уровень доверия к площадке;
- скорость ответа на запросы аудитории.
Например, сейчас Google обновляет Core Web Vitals — набор показателей для измерения загрузки, интерактивности и стабильности ресурса. В Яндексе, скорее всего, снизится важность поведенческих факторов. Так или иначе, эти изменения не повлияют глобально на рынок линкбилдинга. А это значит, что понимание, каким должен быть качественный ссылочный профиль и как его создавать, уже есть.
Таким образом, рынок линкбилдинга существенно эволюционировал за последние 10 лет. Трансформировались потребности аудитории, инструменты, сервисы, подход к работе и способы достижения результата. В этих условиях Sape стремится соответствовать потребностям аудитории: новый интерфейс для линкбилдинга поможет быстрее решать задачи бизнеса и достигать поставленных целей. Так что следите за обновлениями!
Приглашаю всех специалистов, которые работают с линкбилдингом, принять участие в развитии сервиса и изменнии рынка, пишите мне в телеграм @one7bill, буду рад!