Как в 2024 году ИТ-директору не слить бюджет на корпоративный мессенджер, выбирая между eXpress, Squadus и Битрикс24
Привет! Я — Максим Кузьмин, CEO в Ай-Ти-Про. Наша команда уже 20 лет внедряет сервисы и автоматизирует рабочие процессы на базе отечественного программного обеспечения
К нам часто обращаются с вопросом, какой корпоративный мессенджер самый лучший и удобный на сегодняшний день?
Наша позиция — однозначного «лучшего» нет. У каждой компании свои требования и подходы к оценке, свои представления об удобстве. Вопрос обязательно нужно рассматривать с точки зрения решаемых бизнес-задач.
В августе прошлого года мы сравнили семь корпоративных мессенджеров — eXpress, Пачка, CommuniGate Pro, Яндекс. Мессенджер, VK WorkSpace, Битрикс24, Telegram.
За полгода рынок российского ПО изменился. Из-за споров об интеллектуальных правах были приостановлены продажи решений CommuniGate Pro. Компания МойОфис выпустила новый продукт — цифровое рабочее пространство Squadus. Все сервисы, которые мы анализировали ранее, прогрессировали в своем развитии — появились новые функции, были исправлены ошибки, улучшились интерфейсы.
В свежем материале мы выбрали для сравнения только три мессенджера — eXpress, Squadus и Битрикс24. В этих сервисах мы накопили опыт внедрения и управления — больше 10 проектов за полгода. И, по нашему мнению, именно эти решения составляют топ-3 лучших российских мессенджеров на начало 2024 года.
Что мы учитывали, выбирая именно эти корпоративные решения
1. Присутствие в Едином реестре российского ПО
Это важно, чтобы снизить риски при использовании open-source технологий. Все решения из этого материала включены в реестр российского ПО.
2. Модели развертывания
Это важно, чтобы инфраструктура оставалась гибкой, компания имела возможность переехать на «запасной аэродром» в случае форс-мажора. В статье мы собрали решения, которые можно развернуть и On-Premise и в SaaS-варианте.
3. Устойчивость вендора на рынке
Это важно, потому что дает определенную уверенность в том, что продукт не свернется, а будет эволюционировать и совершенствоваться.
Компания Анлимитед Продакшен и их корпоративный мессенджер eXpress известны благодаря внедрениям в Росатоме и РЖД. МойОфис и их одноименная цифровая экосистема уже 10 лет развиваются на рынке российского ПО. 1С-Битрикс создана в 1998 году и явно не нуждается в представлении.
Базовые функции
Рассмотрим привычные возможности, которые хотят видеть в мессенджере пользователи. Чаще всего это — желание структурировать коммуникации, а не разбирать поток ненужной информации, отправлять сообщения разного формата — текстовые и голосовые, передавать оттенки эмоций.
С этими задачами отлично справляются все три решения.
Отметим, что, хотя у eXpress есть все виды клиентских приложений, он больше ориентирован на работу через мобильные устройства. При этом у мессенджера максимально простой и понятный интерфейс. Разработчик использовал best practice WhatsApp, Telegram и Viber, чтобы пользователям не пришлось переучиваться.
Видео-конференц-связь
Чего ждут от ВКС пользователи?
Традиционно интересуются, какое максимально количество человек может подключиться одновременно. Это важно для компаний, в которых собрания проводят многочисленные команды или есть задачи транслировать вебинары.
Обязательно учитывают наличие интерактивных функций — комната ожидания, демонстрация экрана, реакции участников.
А самое популярное требование — возможность делать запись встречи, чтобы вернуться к важным моментам или поделиться с отсутствующими коллегами.
Явным лидером по функциональности ВКС становится Squadus. Обратите внимание, что для планирования необходимо использовать сторонние системы. Подойдут почтовый клиент Microsoft Outlook, система CommuniGate Pro или продукты из экосистемы вендора — МойОфис Почта 2 и Mailion.
Корпоративные коммуникации
В рабочих коммуникациях большое значение имеет наполненность профилей коллег. Важны не только имя и фамилия, но и корпоративная информация — телефон, email, должность, отдел, руководитель. В этом поможет синхронизация со службами корпоративных каталогов.
А еще к удобству рабочего взаимодействия мы относим функции поиска информации — обычный по словам или по специально заведенным тегам, быстрый просмотр документов прямо в чатах, возможность обсуждения темы под конкретным сообщением в отдельной ветке.
Администрирование и безопасность
Самое очевидное и важное — аутентификация пользователей. Редкий сервис еще применяет традиционную методику простого парольного доступа. Многофакторная аутентификация — важный критерий в безопасности информационной системы.
Набирает популярность запрос на использование модели федерации — это протокол коммуникаций, который позволяет сотрудникам безопасно общаться с коллегами из других компаний или с публичными пользователями мессенджера.
Как видим, вопросы с безопасностью лучше закрывает eXpress.
В мессенджере реализована аутентификация пользователей через три независимых канала — корпоративная учетная запись, личный пользовательский пароль и одноразовый пароль из смс.
Уникальная крутая фишка у eXpress — криптоконтейнер для мобильных устройств. Он обеспечивает зашифрованное хранение всех данных на мобильном устройстве, запрет на передачу и сохранение информации «вовне», контроль системных функций — скриншоты, запись экрана, буфер обмена. Администратор компании дистанционно может удалить данные на устройстве сотрудника — или одну сессию, если телефон был утерян, или все сессии, если сотрудник был уволен.
Бонус для особо тревожных – сертификат ФСТЭК. На сегодня eXpress — единственный сертифицированный мессенджер на российском рынке.
Интеграции и автоматизация
Для современных решений важны и возможность интеграции со сторонними информационными системами и автоматизация внутри продукта.
Наиболее популярны требования о совместном использовании мессенджеров с корпоративной IP-телефонией и системами защиты от утечек конфиденциальной информации.
Наличие чат-ботов и дополнительных приложений внутри продукта — ключевые запросы современных компаний в условиях абсолютной мобильности. Так сотрудники могут участвовать во всех процессах в любом месте, в любое время и на любом устройстве.
Важный критерий выбора — стоимость
Конечно, стоимость решения зависит от выбранной модели лицензирования — годовая или бессрочная лицензия, от срока владения лицензией, от способа развертывания — onprem или SaaS.
Но мы примерно рассчитали стартовый уровень цен для выбранных решений:
Наши выводы и рекомендации
eXpress мы рекомендуем для компаний с высокими требованиями к безопасности.
У мессенджера низкий уровень входа и ориентация на работу в мобильных приложениях.
Squadus подойдет компаниям, которым в первую очередь важна богатая функциональность видео-конференц-связи. Интерфейс и подходы к организации коммуникаций в этом мессенджере больше всего напоминают MS Teams.
Битрикс24 — это не просто мессенджер, это целый онлайн-офис с полноценной CRM, функциями работы с документами, инструментами для управления проектами, задачами и отчетами.
Но именно многообразие функций этого решения часто пугает даже опытных пользователей и делает процесс внедрения более сложным по сравнению с eXpress и Squadus.
Оставьте заявку на бесплатную демонстрацию или тестирование корпоративных мессенджеров eXpress, Squadus и Битрикс24 на нашем демостенде.