Что нужно знать о маркировке рекламы в 2023 году?
21 сентября в региональном центре "Мой бизнес" Ирина Теньковская провела семинар на тему "Как избежать санкций? Все о маркировке рекламы". Вместе с активными предпринимателями Самарской области мы разобрали правовые аспекты вопроса маркировки рекламы и дали пояснения по большому количеству вопросов, волнующих всё бизнес-сообщество.
Актуальность темы обусловлена масштабами паники и ажиотажа, вызванных внесением изменений в закон «О рекламе».
Предлагаем и вам разобраться со всеми нюансами маркировки рекламы, с помощью нашей статьи.
Рассказываем, что нужно знать о маркировке рекламы в 2023 году!
1 правило — смотри первоисточник
Регулирование:
- ст. 18.1 Федерального закона о рекламе
- о критериях: Постановление Правительства 25.05.2022 №948
- о взаимодействии: Постановление Правительства 20.05.2022 №974
- об ОРД: Постановление Правительства 28.05.2022 №966
- о доступе в ЕРИР для ФАС и ФНС: Постановление Правительства 28.05.2022 №969
- о составе данных: Распоряжение Правительства 30.05.2022 №1362-р
- о реестре ОРД: Приказ РКН 11.04.2022 №62
- о доступе субъектов в ЕРИР: Приказ РКН 11.04.2022 №63
- о требованиях к ПО ОРД: Приказ РКН 11.04.2022 №64
- о требованиях к идентификатору рекламы: Приказ РКН 30.11.2022 №191
- о сроках передачи информации в ОРД и ЕРИР: Постановление Правительства 20.12.2022 №2355
- Федеральный закон от 24.06.2023 №274-ФЗ о штрафах за несоблюдение требований о маркировке
Какая информация признается рекламой, а какая нет?
Перечень случаев, в которых информация не относится к рекламе, указан в ч. 2 ст. 2 Закона “О рекламе”. Среди них:
- справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке;
- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
- объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
По мнению ФАС России, не считается рекламой:
- органичная интеграция (например, упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров).
Интеграция не является органичной и ее могут признать рекламой, если внимание в видеоролике акцентируется на товаре, в том числе за счет того, что описываются его характеристики, свойства или блогер высказывает положительное отношение к нему.
(Информация ФАС России от 21.11.2022)
По мнению ФАС России, не считается рекламой:
- информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах либо в соцсетях их производителя или продавца.
Однако контент могут признать рекламой, если отдельному товару уделяется особое внимание, о нем дается избыточная и положительно окрашенная информация, есть призывы приобрести его, в том числе с указанием адресов магазинов.
Не считаются рекламой размещаемые на своих страницах в социальных сетях сведения об ассортименте производимых или реализуемых вами товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, а также сведения о вашей хозяйственной деятельности, о проводимых вами акциях и мероприятиях.
(информация с официального сайта ФАС России)
Самореклама
Такого понятия в законе нет.
Если информация отвечает критериям Закона о рекламе, то это реклама, независимо от того, размещена ли она на своих или сторонних ресурсах.
Такое понятие можно встретить в системе ОРД при регистрации.
По мнению ФАС России, не считается рекламой:
- обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера, если его основной целью не является продвижение товара на рынке
По мнению ФАС России, не считается рекламой:
- информация о партнерах, размещенная в специальном разделе сайта, в том числе с логотипом компаний, ссылками на их сайты, категоризацией («генеральные”, »постоянные” и пр.), но без особого выделения кого-либо
К рекламе в сети Интернет следует относить информацию:
- распространенную с использованием сети Интернет;
- в любой форме и с использованием любых средств;
- адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования;
- формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
п. 1 ст. 3 Закона “О Рекламе”
Каждый случай оценивается индивидуально с учетом:
- содержания информации;
- формата размещения;
- механик и фактических отношений (договор на рекламу).
Критерии отнесения информации к рекламе:
- привлечение внимания потребителей к конкретным товарам;
- выделение определенных товаров среди других на сайте или в соцсетях;
- избыточная и эмоционально окрашенная информация об отдельном товаре, призывы приобрести товар, адреса магазинов и прочее.
Особенности размещения рекламы в сети Интернет. Маркировка.
Кто является участниками рекламного рынка?
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Оператор рекламных данных — владелец программ, предназначенных для установления факта распространения рекламы в сети «Интернет”, уполномоченных РКН осуществлять учет рекламы в сети »Интернет” и предоставлять информацию в РКН.
Комиссией при РКН определены 7 ОРД:
- “Лаборатория разработки” (Сбер)
- “Яндекс Оператор Рекламных данных” (Яндекс)
- “ВК Рекламные Технологии” (ВК)
- “ОЗОН ОРД” (Озон)
- “МедиаСкаут” (МТС)
- “Первый ОРД” (Вымпелком)
- “ОРД-А” (Амбердата)
Рекламная система – информационная система и (или) программа, которые предназначены и используются для организации распространения в сети «Интернет» рекламы посредством принадлежащих третьим лицам информационных ресурсов (сайтов, страниц сайта, информационных систем и (или) программ для ЭВМ).
Примеры РС — ВКонтакте, MyTarget
Вся реклама в сети “Интернет”, включая рекламные креативы, должна регистрироваться в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) до ее размещения.
ст. 18.1 Закона “О Рекламе”
Как маркировать рекламу?
Яндекс. Директ, Яндекс. Бизнес
Получение токенов — автоматически.
В личном кабинете рекламодателю необходимо заполнить:
- для физических лиц — ИНН, номер телефона;
- для организаций — ИНН, название, ОКВЭД.
ВКонтакте, VK Реклама
Получение токенов — автоматически.
В личном кабинете рекламодателю необходимо заполнить:
- для физических лиц — ИНН, номер телефона + принять Соглашение о передаче рекламных данных
- организациям не нужно дополнительно ничего настраивать (вся информация предоставлялась в процессе регистрации рекламного кабинета)
MyTarget
Получение идентификатора — автоматически.
Социальные сети относятся к интернет-площадкам
Telegram
Телеграм ADS Получение токена — автоматически.
Для маркировки закупки рекламы можно использовать любой доступный ОРД.
Официальная позиция ФАС:
- в закрытых telegram-каналах/чатах маркируем только чужую рекламу;
- в открытых telegram-каналах/чатах маркируем всю рекламу (и свою тоже).
Пост в Телеграм-канале
- если в одном посте несколько картинок, но на них реклама разных рекламодателей, то маркируем каждую картинку отдельно;
- если рекламодатель один, можно промаркировать пост один раз как единый рекламный материал.
По мнению ФАС:
Закон о рекламе в текущее время на Instagram не распространяется, так как Instagram запрещен, и доступ российским пользователям туда ограничен. Поэтому оценивать правомерность размещения рекламы в Instagram не в компетенции ФАС.
По мнению РКН:
РКН будут следить за рекламой в запрещенных социальных сетях и штрафовать за отсутствие маркировки.
Если размещаете рекламу в Инстаграм — примите эту информацию к сведению.
Маркетплейсы и поисковая выдача
Карточки товаров, фильтры, подборки, товарные полки — не реклама, даже если какие-то карточки оформлены иначе или если товарам присвоены дополнительные рубрики («новинки”,»хит” и т. д.). Поднятие в поисковой выдаче является технической услугой, а не рекламой.
Аудио-подкаст
Реклама в подкасте является звуковой, поэтому пометка “Реклама” и сведения о рекламодателе должны прозвучать непосредственно в записи.
Email-рассылки и push-уведомления
Реклама, распространенная посредством e-mail рассылки не подпадает под регулирование статьи 18.1 Закона о рекламе, однако такая реклама должна соответствовать общим и специальным требованиям о рекламе.
Как и о чем уведомлять Роскомнадзор?
Идентификатор необходимо получить ДО публикации креатива.
Какая информация подается в ОРД до размещения рекламы в сети “Интернет”?
- полное и сокращенное фирменное название/ФИО;
- ИНН;
- ОГРН/огрнип;
- место нахождения и адрес;
- ФИО лица, действующего без доверенности от имени юрлица;
- информация о лице, заключившим договор с рекламодателем, рекламораспространителем, ОРС для распространения рекламы;
- сведения об информационной системе/программе, используемой для распространения рекламы.
Какая информация подается в ОРД после размещения рекламы в сети “Интернет”?
В течение 30 календарных дней в ОРД необходимо предоставить отчетную информацию:
- о договорах и актах по рекламе;
- обо всех участниках цепочки рекламы и договорах между ними.
Порядок передачи сведений
Кто должен маркировать и отчитываться? — Тот, кто взял на себя эту обязанность по договору.
- До начала рекламы:
- рекламодатель предоставляет рекламораспространителю данные о себе;
- рекламораспространитель передает данные о рекламодателе, креативы в рекламную систему, в которой осуществляется настройка рекламы;
- рекламная система передает полученные данные в ОРД;
- ОРД присваивает токен;
- Реклама размещается в сети “Интернет”.
- В течение 30 календарных дней после окончания месяца, в котором распространялась интернет-реклама предоставляются все данные в ОРД от рекламораспространителя (все бюджеты, акты, договоры и тд) — отчет.
- В течении 10 дней после получения отчета от рекламодателя (рекламораспространителя) ОРД передает данные, кроме самих рекламных объявлений в ЕРИР.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе с 01.09.2023
Контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Контроль и регулирование ФАС:
- Пометка “Реклама”
- Информация о рекламодателе или его сайте
ФАС:
ч. 1. ст. 14.3 КоАП — 100-500 т. р.
Кто несет ответственность — рекламораспространитель (ст. 38 Закона о рекламе).
Учетом рекламы в сети “Интернет” занимается Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РКН).
Выявлением немаркированной рекламы занимается Роскомнадзор (РКН)
Контроль и регулирование РКН:
- идентификатор (токен) и последующая отчетность
РКН:
ч. 15-17 ст. 14.3 КоАП — 200-500 т. р., для ОРД 300-700 т. р.
Кто несет ответственность — рекламодатель, рекламораспространитель, ОРС.
ч. 15 ст. 14.3 КоАП
Штраф за непредоставление в ЕРИР информации о рекламе, неактуальное или несвоевременное предоставление информации:
- для физлиц — от 10 000 до 30 000 руб.
- для ИП — от 30 000 до 100 000 руб.
- для юрлиц — от 200 000 до 500 000 руб.
ч. 16 ст. 14.3 КоАП
Штраф за выпуск рекламы без идентификатора (токена) или с нарушением требований к его размещению:
- для физлиц — от 30 000 до 100 000 руб.
- для ИП — от 100 000 до 200 000 руб.
- для юрлиц — от 200 000 до 500 000 руб.
Рекламораспространитель не должен выпускать материал без пометки “Реклама”, информации о рекламодателе и идентификатора ERID
Шаги для корректной маркировки
- Определить реклама, самореклама или не реклама.
- Если реклама/самореклама — добавить пометку “реклама” и сведения о рекламодателе.
- Определить нужный ОРД, обратиться за получением идентификатора.
- Корректно разместить идентификатор с учетом приказа РКН.
- В течение месяца, следующего за размещением, подать отчетность (сведения о договорах, актах и показах) в ОРД.
Хотите всегда иметь под рукой справочник по маркировке рекламы? Тогда подписывайтесь на наши социальные сети и пишете кодовое слово "гайд" в личные сообщения!